Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Определения

7 В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

Финансовая отчетность общего назначения (именуемая "финансовая отчетность") - финансовая отчетность, предназначенная для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не имеют возможности требовать от организации подготовки отчетов, отвечающих их частным информационным потребностям.

Практическая неосуществимость. Применение какого-либо требования считается практически неосуществимым, когда организация, приложив все разумные усилия для его применения, не может этого сделать.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - стандарты и разъяснения, выпущенные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (Совет по МСФО). Они состоят из:

(a) Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);

(b) Международных стандартов финансовой отчетности (IAS);

(c) разъяснений КРМФО (IFRIC); и

(d) разъяснений ПКР (SIC) <1>.

--------------------------------

<1> Определение термина МСФО было скорректировано после внесения изменений в наименования при пересмотре Конституции Фонда МСФО в 2010 году.

Существенность:

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация является существенной, если можно обоснованно ожидать, что ее пропуск, искажение или маскировка повлияют на решения основных пользователей финансовой отчетности общего назначения, принимаемые на основе данной финансовой отчетности, предоставляющей финансовую информацию о конкретной отчитывающейся организации.

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Существенность зависит от характера или количественной значимости информации либо от того и другого. Организация оценивает, является ли информация (взятая в отдельности либо в совокупности с другой информацией) существенной в контексте финансовой отчетности, рассматриваемой в целом.

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация является замаскированной, если она представляется таким образом, что результат для основных пользователей финансовой отчетности будет аналогичен пропуску или искажению такой информации. Ниже представлены примеры ситуаций, которые могут привести к тому, что существенная информация будет замаскирована:

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

(см. текст в предыдущей редакции)

(a) информация о существенной статье, операции или ином событии раскрывается в финансовой отчетности, но при этом используемые формулировки расплывчаты или неоднозначны;

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

(см. текст в предыдущей редакции)

(b) информация о существенной статье, операции или ином событии рассредоточена по финансовой отчетности;

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

(см. текст в предыдущей редакции)

(c) несхожие между собой статьи, операции или иные события ненадлежащим образом агрегированы;

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

(см. текст в предыдущей редакции)

(d) схожие статьи, операции или иные события ненадлежащим образом дезагрегированы; и

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

(см. текст в предыдущей редакции)

(e) понятность финансовой отчетности уменьшается в результате того, что существенная информация скрывается за несущественной информацией таким образом, что основной пользователь не в состоянии определить, какая информация является существенной.

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Документом МСФО "Определение существенности. Поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8" абз. 10 п. 7 излагается в новой редакции.

Оценка того, может ли пропуск или искажение информации повлиять на экономические решения пользователей и, следовательно, быть существенным, требует рассмотрения характеристик таких пользователей. Пользователи должны обладать достаточными знаниями в области бизнеса и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желанием изучать информацию с должным старанием. Поэтому оценку необходимо проводить с учетом обоснованных ожиданий в отношении того, какое влияние может быть оказано на принятие экономических решений пользователями с такими характеристиками.

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 30.10.2018 N 220н)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Сноска исключена. - Поправки, утв. Приказом Минфина России от 30.10.2018 N 220н.

(см. текст в предыдущей редакции)

Многие существующие и потенциальные инвесторы, заимодавцы и прочие кредиторы не могут потребовать от отчитывающихся организаций предоставления информации непосредственно им и для получения значительной части необходимой им финансовой информации должны полагаться на финансовую отчетность общего назначения. Следовательно, они являются основными пользователями, на которых ориентирована финансовая отчетность общего назначения. Финансовая отчетность составляется для пользователей, обладающих достаточными знаниями в области бизнеса и экономической деятельности, которые изучают и анализируют информацию с должным старанием. Иногда даже хорошо осведомленным и внимательным пользователям может требоваться помощь консультанта, чтобы разобраться в информации о сложных экономических явлениях.

(абзац введен поправками, утв. Приказом Минфина России от 05.08.2019 N 119н)

Примечания содержат информацию, дополняющую данные отчета о финансовом положении, отчета (отчетов) о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, отчета об изменениях в собственном капитале и отчета о движении денежных средств. В примечаниях раскрывается информация качественного характера или расшифровка статей, представленных в указанных отчетах, а также информация о статьях, не удовлетворяющих критериям признания в указанных отчетах.

Прочий совокупный доход включает в себя статьи доходов и расходов (в том числе реклассификационные корректировки), которые не признаются в составе прибыли или убытка, поскольку это требуется или допускается другими МСФО.

К компонентам прочего совокупного дохода относятся:

(a) изменения величины, отражающей прирост стоимости от переоценки (см. МСФО (IAS) 16 "Основные средства" и МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы");

(b) суммы переоценки программ с установленными выплатами (см. МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам");

(c) прибыли и убытки, возникающие от пересчета финансовой отчетности иностранного подразделения в другую валюту (см. МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов");

(d) прибыли и убытки от инвестиций в долевые инструменты, классифицированные по усмотрению организации как оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход в соответствии с пунктом 5.7.5 МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты";

(пп. "d" в ред. МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н)

(см. текст в предыдущей редакции)

(da) прибыли и убытки от финансовых активов, оцениваемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход в соответствии с пунктом 4.1.2A МСФО (IFRS) 9;

(пп. "(da)" введен МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н)

(e) эффективная часть прибылей и убытков по инструментам хеджирования при хеджировании денежных потоков, а также прибыли и убытки по инструментам хеджирования, с помощью которых хеджируются инвестиции в долевые инструменты, оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход в соответствии с пунктом 5.7.5 МСФО (IFRS) 9 (см. Главу 6 МСФО (IFRS) 9);

(пп. "(e)" в ред. МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н)

(см. текст в предыдущей редакции)

(f) для определенных обязательств, классифицированных по усмотрению организации как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, величина изменения справедливой стоимости, обусловленная изменениями кредитного риска соответствующего обязательства (см. пункт 5.7.7 МСФО (IFRS) 9);

(пп. "(f)" введен МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н)

(g) изменения величины временной стоимости опционов, когда организация разделяет стоимость договора опциона на внутреннюю его стоимость и временную стоимость и по собственному усмотрению определяет в качестве инструмента хеджирования только изменения внутренней стоимости (см. Главу 6 МСФО (IFRS) 9);

(пп. "(g)" введен МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н)

(h) изменения стоимости форвардных элементов форвардных договоров, когда организация разделяет стоимость форвардного договора на форвардный элемент и спот-элемент и по собственному усмотрению определяет в качестве инструмента хеджирования только изменения спот-элемента, а также изменения стоимости валютного базисного спрэда финансового инструмента, когда организация не принимает его в расчет при определении такого финансового инструмента по собственному усмотрению в качестве инструмента хеджирования (см. Главу 6 МСФО (IFRS) 9);

(пп. "(h)" введен МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н)

(i) финансовые доходы или расходы, возникающие в связи с выпущенными договорами, которые относятся к сфере применения МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования", которые не включаются в состав прибыли или убытка, если общая сумма финансовых доходов или расходов по страхованию дезагрегируется, и в состав прибыли или убытка включается сумма, определенная с помощью систематического распределения в соответствии с пунктом 88(b) МСФО (IFRS) 17, либо сумма, которая устраняет учетное несоответствие с финансовыми доходами или расходами, возникающими по базовым статьям, в соответствии с пунктом 89(b) МСФО (IFRS) 17; и

(пп. "(i)" введен МСФО (IFRS) 17, утв. Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 125н)

(j) финансовые доходы или расходы по страхованию, возникающие в связи с удерживаемыми договорами перестрахования, которые не включаются в состав прибыли или убытка, если общая сумма финансовых доходов или расходов по перестрахованию дезагрегируется и в состав прибыли или убытка включается сумма, определенная с помощью систематического распределения в соответствии с пунктом 88(b) МСФО (IFRS) 17.

(пп. "(j)" введен МСФО (IFRS) 17, утв. Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 125н)

Собственники - держатели инструментов, классифицированных как собственный капитал.

Прибыль или убыток - общая сумма доходов за вычетом расходов, исключая компоненты прочего совокупного дохода.

Реклассификационные корректировки - суммы, реклассифицированные в состав прибыли или убытка в текущем периоде, которые признавались в составе прочего совокупного дохода в текущем или предыдущих периодах.

Общий совокупный доход - изменение в собственном капитале, возникшее в отчетном периоде в результате операций и других событий, отличное от тех изменений, которые возникли вследствие операций с собственниками, действующими в этом качестве.

Общий совокупный доход включает в себя все компоненты "прибыли или убытка" и "прочего совокупного дохода".

8 Несмотря на то, что в настоящем стандарте используются термины "прочий совокупный доход", "прибыль или убыток" и "общий совокупный доход", организация может использовать другие термины для описания итоговых показателей, если их значение очевидно. Например, организация может использовать термин "чистый доход" для описания показателя прибыли или убытка.

8A Следующие термины описаны в МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление" и используются в настоящем стандарте в значении, указанном в МСФО (IAS) 32:

(a) финансовый инструмент с правом обратной продажи, классифицированный как долевой инструмент (описание приведено в пунктах 16A и 16B МСФО (IAS) 32);

(b) инструмент, налагающий на организацию обязанность предоставить другой стороне пропорциональную долю своих чистых активов только при ликвидации и классифицируемый как долевой инструмент (описание приведено в пунктах 16C и 16D МСФО (IAS) 32).