7. Потребительский рынок для граждан старшего поколения

Важное место в жизни каждого человека старшего поколения занимает сфера производства и реализации товаров и услуг.

Оценить рынок товаров и услуг для людей старшего поколения непросто, так как он включает в себя множество отраслей от медицинской техники и лекарственного обеспечения, товаров для обеспечения предоставления услуг по уходу, оборудования для отдыха и спорта до косметики и пищевых добавок, специализированной недвижимости.

Этот рынок имеет огромный потенциал роста. Учет особенностей граждан старшего поколения как растущей группы потребителей играет свою роль в экономическом развитии, так как генерирование новых рынков с большим разнообразием товаров и услуг для всех возрастов выгодно всем участникам, включая самих пожилых граждан.

Формирование комфортной потребительской среды достигается преимущественно через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности.

Каждый торговый формат уникален и для потребителя, так как предоставляет разные по набору и качеству услуги (в том числе по разнообразию ассортимента, ценового уровня и сопутствующих услуг), и для производителя (производителям разных объемов и типов товаров требуются разные форматы торговли как каналы сбыта).

Построение на каждой территории полноценной системы торговых форматов с учетом демографических, географических, экономических, инфраструктурных и прочих особенностей этой территории является главным направлением деятельности органов власти субъектов Российской Федерации. В результате формирования системы торговых форматов на территории появится максимальное количество сетевых и несетевых торговых форматов на конкурентных условиях и для потребителя (с возможностью выбора потребителем разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю), и для отечественного производителя (с возможностью осуществления сбыта производимых товаров через различные форматы торговли как каналы сбыта).

В ряде субъектов Российской Федерации функционируют магазины социальной направленности. Нуждающиеся в социальной поддержке граждане, преимущественно пожилого возраста, имеют возможность приобрести социально значимые продукты питания по ценам ниже сложившихся в розничной сети на 5 - 30 процентов.

В силу физических особенностей граждан старшего поколения приоритетным аспектом в выборе формата торгового предприятия является шаговая доступность. Развитие торговой инфраструктуры шаговой доступности во всех сегментах розницы, нацеленных на реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, является одной из главных задач Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года. Этот аспект могут удовлетворить предприятия малых форматов торговли. Одним из важнейших направлений является развитие ярмарочной торговли. Расположенные в непосредственной близости с местом проживания, именно малые форматы могут обеспечить выполнение таких специфических функций, как индивидуальный подход к покупателям, возможность работы в узкой товарной специализации (например, специализированные булочные и мини-пекарни). Согласно исследованию, проведенному Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и оценкам экспертов около 60 процентов российских потребителей покупают продукты питания каждый день. С одной стороны, это дает уникальный шанс развитию сельскохозяйственного производства питания. С другой стороны, инфраструктура розничной торговли должна обеспечить физическую и экономическую доступность, а также комфорт повседневных покупок продуктов питания, что является неотъемлемым критерием в обеспечении жизнедеятельности граждан старшего поколения.

Однако на сегодняшний день малый формат торговли и ярмарочная торговля развиты не в полном объеме и доступность гражданам старшего поколения этих мест продажи не всегда обеспечена.

В целях совершенствования такой деятельности проводится работа по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли).

Важное значение для граждан старшего поколения имеет обеспечение транспортной доступности. Транспортная доступность для пенсионеров обеспечивается в том числе через реализацию социальных проездных билетов по льготной стоимости, которая компенсируется транспортным организациям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Также законодательно определены группы граждан старшего поколения, имеющие право на льготные тарифы при проезде на авиационном, железнодорожном и автомобильном транспорте.

При этом на сегодняшний день остаются определенные трудности с транспортной доступностью и льготным проездом для граждан старшего поколения, что обуславливает необходимость решения этих задач.