Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ПФ РФ от 26.05.1998 N ЕВ-09-28/4022 "В дополнение к разъяснению"

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 мая 1998 г. N ЕВ-09-28/4022

В ДОПОЛНЕНИЕ К РАЗЪЯСНЕНИЮ

В дополнение к письму от 17 марта 1998 г. N ЕВ-09-28/1860 Пенсионный фонд Российской Федерации разъясняет следующее.

В связи с признанием Конституционным Судом Российской Федерации Постановлением от 24 февраля 1998 г. N 7-П пунктов "б" и "в" ст. 1 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" неконституционными возник правовой пробел в регулировании тарифа страховых взносов, взимаемых с таких категорий плательщиков страховых взносов в ПФР, как индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Статья 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает, что в случае возникновения правового пробела в результате принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления должна действовать норма Конституции Российской Федерации. В рассматриваемом случае это часть 1 статьи 19, исходя из которой индивидуальные предприниматели, адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, относящиеся к той же категории плательщиков страховых взносов в ПФР, что и частные детективы (для которых сохранен тариф 28 процентов, что следует из сравнительного анализа пункта "б" статьи 1 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ и пункта 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. N 7-П), и как равные перед законом, обязаны нести равное бремя расходов по содержанию пенсионеров, а также часть 3 статьи 17, в соответствии с которой осуществление прав одними лицами (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, частнопрактикующими нотариусами) не должно происходить за счет нарушения прав других лиц (частных детективов).

ПФР разъясняет, что при возникновении спорного правоотношения между ОПФР и указанными категориями плательщиков в соответствии с п. п. 2, 3 Постановления N 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. при осуществлении правосудия подлежат применению нормы Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, в данном случае это часть 1 статьи 19 и часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.

ПФР разъясняет, что до законодательного установления тарифа страховых взносов, взимаемых в ПФР с гонораров адвокатов, доходов нотариусов, занимающихся частной практикой, и индивидуальных предпринимателей, исходя из норм статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ, должны действовать нормы Конституции.

Не может быть применен при перерасчете сумм страховых взносов за 1997 - 1998 гг. тариф в размере 5 процентов, установленный для данной категории плательщиков Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ, так как указанный Закон принимался на 1996 год и утратил силу в связи с истечением срока его действия. Не может быть применен и тариф в размере 1 процента, который уплачивают наемные работники, так как данная категория плательщиков страховых взносов к работающим по найму не относится.

Таким образом, перерасчет страховых взносов в ПФР не может быть осуществлен в связи с отсутствием установленного законодателем тарифа страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, частнопрактикующих нотариусов.

Заместитель Председателя

Правления

Е.Я.ВАСИЛЬЕВ