22 декабря 2015 года N 650


УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ

СООБЩЕНИЯ ЛИЦАМИ, ЗАМЕЩАЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ИНЫМИ ЛИЦАМИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ

ЛИЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ

ОБЯЗАННОСТЕЙ, КОТОРАЯ ПРИВОДИТ ИЛИ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ

К КОНФЛИКТУ ИНТЕРЕСОВ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 25.04.2022 N 232,

от 27.06.2022 N 404, от 25.08.2022 N 574, от 26.06.2023 N 474,

от 26.10.2023 N 811, от 25.01.2024 N 71)

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

2. Внести в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670; N 49, ст. 6399; 2014, N 26, ст. 3518; 2015, N 10, ст. 1506), следующие изменения:

а) подпункт "б" пункта 16 дополнить абзацем следующего содержания:

"уведомление государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;";

б) из пункта 17.1 четвертое предложение исключить;

в) из пункта 17.3 второе предложение исключить;

г) дополнить пунктом 17.4 следующего содержания:

"17.4. Уведомление, указанное в абзаце пятом подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения по результатам рассмотрения уведомления.";

д) дополнить пунктом 17.5 следующего содержания:

"17.5. При подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, или уведомлений, указанных в абзаце пятом подпункта "б" и подпункте "д" пункта 16 настоящего Положения, должностные лица кадрового подразделения государственного органа имеют право проводить собеседование с государственным служащим, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации. Обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения или уведомления представляются председателю комиссии. В случае направления запросов обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения или уведомления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.";

е) подпункт "а" пункта 18 изложить в следующей редакции:

"а) в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 18.1 и 18.2 настоящего Положения;";

ж) в пункте 18.1 слова "заявления, указанного в абзаце третьем" заменить словами "заявлений, указанных в абзацах третьем и четвертом";

з) пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии государственный служащий или гражданин указывает в обращении, заявлении или уведомлении, представляемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 настоящего Положения.";

и) дополнить пунктом 19.1 следующего содержания:

"19.1. Заседания комиссии могут проводиться в отсутствие государственного служащего или гражданина в случае:

а) если в обращении, заявлении или уведомлении, предусмотренных подпунктом "б" пункта 16 настоящего Положения, не содержится указания о намерении государственного служащего или гражданина лично присутствовать на заседании комиссии;

б) если государственный служащий или гражданин, намеревающиеся лично присутствовать на заседании комиссии и надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились на заседание комиссии.";

к) дополнить пунктом 25.3 следующего содержания:

"25.3. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце пятом подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;

б) признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует государственному служащему и (или) руководителю государственного органа принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;

в) признать, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.";

л) в пункте 26 слова "пунктами 22 - 25, 25.1, 25.2 и" заменить словами "пунктами 22 - 25, 25.1 - 25.3 и";

м) в пункте 33 слова "3-дневный срок" заменить словами "7-дневный срок".

3. Внести в Положение о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233 "О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1223; 2013, N 14, ст. 1670; N 28, ст. 3813; N 49, ст. 6399), следующие изменения:

а) в пункте 2:

в подпункте "б":

абзац третий изложить в следующей редакции:

"заявление лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы или должность, указанную в подпункте "а.1" пункта 1 настоящего Положения, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;";

дополнить абзацами следующего содержания:

"заявление лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы или должность, указанную в подпункте "а.1" пункта 1 настоящего Положения, о невозможности выполнить требования Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами") в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

уведомление лица, замещающего должность руководителя или заместителя руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.";

дополнить подпунктом "в" следующего содержания:

"в) поступившие в президиум по решению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, председателя президиума, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации или Министра иностранных дел Российской Федерации уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также мотивированное заключение и иные материалы.";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Обращения, заявления, уведомления, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, подаются на имя начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, ответственного секретаря президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее - ответственный секретарь президиума) или руководителя подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации.

В обращении, предусмотренном абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 настоящего Положения, указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, замещаемые должности в течение последних двух лет до освобождения от государственной должности или увольнения с государственной службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной службы Российской Федерации или должности федеральной государственной службы в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг).

Заявление, указанное в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 настоящего Положения, подается в срок, установленный для подачи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или подразделении Аппарата Правительства Российской Федерации осуществляется предварительное рассмотрение обращений, заявлений и уведомлений, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 2 настоящего Положения, и по результатам их рассмотрения на каждое из них подготавливается мотивированное заключение.";

в) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. При подготовке предусмотренного пунктом 3 настоящего Положения мотивированного заключения должностные лица Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции по поручению ответственного секретаря президиума и должностные лица подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации по поручению руководителя подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации имеют право получать в установленном порядке от лиц, представивших в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящего Положения обращения, заявления или уведомления, необходимые пояснения, а ответственный секретарь президиума и руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации могут направлять в установленном порядке запросы в федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

Обращение, заявление или уведомление, а также заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения, заявления или уведомления представляются председателю президиума.

В случае направления запросов обращение, заявление или уведомление, а также заключение и другие материалы представляются председателю президиума в течение 45 дней со дня поступления обращения, заявления или уведомления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.";

г) пункт 4 признать утратившим силу;

д) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

"4.1. В случае если в заявлении, указанном в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 настоящего Положения, и в подготовленном по результатам его рассмотрения мотивированном заключении содержатся достаточные основания, позволяющие сделать вывод, что причина непредставления лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы или должность, указанную в подпункте "а.1" пункта 1 настоящего Положения, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является объективной и уважительной, председатель президиума может принять решение, предусмотренное подпунктом "а" пункта 16 настоящего Положения.

В случае если в заявлении, указанном в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящего Положения, и в подготовленном по результатам его рассмотрения заключении содержатся достаточные основания, позволяющие сделать вывод, что обстоятельства, препятствующие выполнению требований Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", являются объективными, председатель президиума может принять решение, предусмотренное подпунктом "а" пункта 16.1 настоящего Положения.

В случае если в уведомлении, указанном в абзаце пятом подпункта "б" или подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, и в подготовленном по результатам его рассмотрения мотивированном заключении содержатся достаточные основания, позволяющие сделать вывод, что при исполнении должностных обязанностей лицом, представившим уведомление, конфликт интересов отсутствует, председатель президиума может принять решение, предусмотренное подпунктом "а" пункта 16.2 настоящего Положения.

Заключение и принятое на его основании решение доводятся до сведения членов президиума на ближайшем заседании президиума. Лицо, представившее заявление или уведомление, должно быть проинформировано в письменной форме о принятом решении в течение семи рабочих дней со дня его принятия.";

е) пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. Заседание президиума проводится, как правило, в присутствии лица, представившего в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящего Положения обращение, заявление или уведомление. О намерении лично присутствовать на заседании президиума лицо, представившее обращение, заявление или уведомление, указывает в заявлении, обращении или уведомлении.";

ж) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:

"10.1. Заседания президиума могут проводиться в отсутствие лица, представившего в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящего Положения обращение, заявление или уведомление, в случае:

а) если в обращении, заявлении или уведомлении не содержится указания о намерении лица, представившего обращение, заявление или уведомление, лично присутствовать на заседании комиссии;

б) если лицо, представившее обращение, заявление или уведомление, намеревающееся лично присутствовать на заседании комиссии и надлежащим образом извещенное о времени и месте его проведения, не явилось на заседание комиссии.";

з) дополнить пунктом 16.1 следующего содержания:

"16.1. По итогам рассмотрения заявления, указанного в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящего Положения, президиум может принять одно из следующих решений:

а) признать, что обстоятельства, препятствующие выполнению лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы или должность, указанную в подпункте "а.1" пункта 1 настоящего Положения, требований Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", являются объективными;

б) признать, что обстоятельства, препятствующие выполнению лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы или должность, указанную в подпункте "а.1" пункта 1 настоящего Положения, требований Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", не являются объективными. О принятом решении председатель президиума докладывает Президенту Российской Федерации или Председателю Правительства Российской Федерации либо ответственный секретарь президиума уведомляет руководителя федерального государственного органа, в котором проходит службу лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или должность федеральной государственной службы, или руководителя организации, в которой лицо замещает должность, указанную в подпункте "а.1" пункта 1 настоящего Положения.";

и) дополнить пунктом 16.2 следующего содержания:

"16.2. По итогам рассмотрения уведомлений, указанных в абзаце пятом подпункта "б" и подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, президиум может принять одно из следующих решений:

а) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, представившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;

б) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, представившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае президиум рекомендует лицу, представившему уведомление, принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. О принятом решении ответственный секретарь президиума уведомляет руководителя федерального государственного органа, в котором проходит службу лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или должность федеральной государственной службы, либо руководителя организации, в которой лицо замещает должность, указанную в подпункте "а.1" пункта 1 настоящего Положения;

в) признать, что лицом, представившим уведомление, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов. О принятом решении председатель президиума докладывает Президенту Российской Федерации или Председателю Правительства Российской Федерации либо ответственный секретарь президиума уведомляет должностное лицо государственного органа или организации, уполномоченное применять меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.";

к) в пункте 17 слова "пунктами 14 - 16" заменить словами "пунктами 14 - 16.2";

л) пункт 20 изложить в следующей редакции:

"20. Решение президиума оформляется протоколом, который подписывается председателем и ответственным секретарем президиума.";

м) дополнить пунктом 20.1 следующего содержания:

"20.1. В случае если в обращениях, заявлениях, уведомлениях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящего Положения, не содержится указания о намерении представивших их лиц лично присутствовать на заседании президиума, по решению председателя президиума голосование по вопросам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, может проводиться заочно путем направления членам президиума опросных листов, а также иных материалов.

При заполнении опросного листа член президиума должен однозначно выразить свое мнение в отношении предлагаемого президиумом решения, проголосовав за или против него. Подписанный членом президиума опросный лист направляется в президиум не позднее трех рабочих дней со дня его получения.

Решение президиума, принятое по итогам заочного голосования, оформляется протоколом в соответствии с требованиями пункта 21 настоящего Положения и направляется членам президиума и заинтересованным лицам в течение семи рабочих дней после подписания протокола.";

н) в пункте 23 слова "трех дней после проведения соответствующего заседания президиума" заменить словами "пяти рабочих дней после подписания протокола заседания президиума".

4. Утратил силу с 26 июня 2023 года. - Указ Президента РФ от 26.06.2023 N 474.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Руководителям федеральных государственных органов обеспечить:

а) издание нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

б) издание локальных нормативных актов государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаний и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.08.2022 N 574)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Правительству Российской Федерации привести свои акты в соответствие с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, регулирующим вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

7. Управлению Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции осуществить мониторинг реализации федеральными государственными органами, подведомственными им органами и организациями, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед этими государственными органами, мероприятий по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и до 15 мая 2016 г. представить в установленном порядке соответствующий доклад.

8. Рекомендовать:

а) палатам Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить соблюдение сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;

(в ред. Указа Президента РФ от 25.01.2024 N 71)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечить издание нормативных правовых актов, определяющих порядок сообщения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

22 декабря 2015 года

N 650

Указ Президента РФ от 22.12.2015 N 650 (ред. от 25.01.2024) "О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (вместе с "Положением о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов") Положение о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов