<Письмо> ФАС России от 30.09.2014 N ИА/39429/14 "О направлении разъяснений по вопросу квалификации дискриминационных действий по статье 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 сентября 2014 г. N ИА/39429/14

О НАПРАВЛЕНИИ

РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСУ КВАЛИФИКАЦИИ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ

ДЕЙСТВИЙ ПО СТАТЬЕ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии с пунктом 23 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2014 году, утвержденного приказом ФАС России от 27.03.2014 N 206/14, направляем разъяснения по вопросу квалификации дискриминационных действий по статье 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).

Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - торговые сети), и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (далее - поставщики), запрещается создавать дискриминационные условия.

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

По мнению ФАС России, дискриминационные условия могут быть созданы хозяйствующим субъектам, действующим на одном товарном рынке, то есть конкурентам.

Хозяйствующие субъекты будут являться конкурентами, в случае, если они осуществляют свою деятельность в одной сфере обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В качестве создания торговой сетью дискриминационных условий поставщикам продовольственных товаров при их отборе с целью заключения договора поставки может рассматриваться отказ от заключения договора поставки при прочих равных условиях, а именно стоимости и качестве товаров, ассортимента поставляемых товаров, объемов поставок, иных условий, предлагаемых поставщиками для подписания в договоре поставки (отсрочка платежа, штрафы, размер вознаграждения за приобретение определенного количества товара и пр.).

Таким образом, при отборе поставщиков торговая сеть должна экономически и технологически обосновать свой выбор.

В целях антимонопольного регулирования и создания равного доступа на рынок пунктом 1 статьи 9 Закона о торговле установлено, что торговая сеть обязана обеспечивать поставщикам продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Данное требование Закона о торговле направлено на создание недискриминационного доступа поставщиков путем одинаковых для них условий вхождения на товарный рынок. Неопределенность такой информации приравнивается к ее отсутствию, поскольку исключается сама возможность воспользоваться такой информацией поставщиками в целях заключения договоров поставки, следовательно, не соблюдается и цель обеспечения поставщиков такой информацией (постановление Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 12.12.2013 N N 17АП-14431/2013-АК).

При этом сформулированные в обобщенном виде (высокое качество товаров, лучшие ценовые предложения, соответствие действующему законодательству) условия вводят поставщиков в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создают условия, при которых любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условиям (определение ВАС России от 02.08.2012 N ВАС-9921/12).

Вместе с тем поведение торговой сети, при котором поставщикам продовольственных товаров не предоставляется информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, а также затягивание рассмотрения заявки поставщика продовольственных товаров оценивается судами как создание поставщику продовольственных товаров препятствий для доступа на рынок (постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2013 по делу N А53-7183/2013).

Также толкование положений Закона о торговле в части, касающейся ограничений деятельности хозяйствующего субъекта, организовавшего торговую сеть, позволяет сделать вывод о том, что поставщики продовольственных товаров, ранее работавшие на определенном рынке и обратившиеся к торговой сети с предложением о поставке продовольственных товаров, и поставщики, начало деятельности которых на товарном рынке связано с направлением предложения торговой сети, не могут быть поставлены в разные условия (постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2013 по делу N А53-7183/2013).

И.Ю.АРТЕМЬЕВ