<Письмо> Минстроя России от 07.08.2015 N 24887-АЧ/04 <О разъяснении вопроса лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами>

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 августа 2015 г. N 24887-АЧ/04

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение от 4 июня 2015 г. N 01/113-В по вопросу лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ с 1 мая 2015 г. не допускается деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении действующих и имеющих в управлении многоквартирные дома управляющих организаций завершено в установленный срок.

С 1 мая 2015 г. в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ выданные лицензии размещаются в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в едином федеральном реестре. По состоянию на 31 июля 2015 г. в ГИС ЖКХ размещено 13,1 тысячи лицензий.

По итогам лицензирования ни один многоквартирный дом не остался без управления или обслуживания. Минстрой России заблаговременно направлял информационные разъяснительные письма в ответственные за лицензирование органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с рекомендациями по организации превентивных и оперативных мер, направленных на обеспечение непрерывности управления многоквартирными домами в период лицензирования управляющих организаций.

В ходе мониторинга правоприменительной практики нормативных правовых актов, регулирующих лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Минстроем России были выявлены отдельные препятствия к осуществлению органами государственного жилищного надзора в последующем эффективного лицензионного контроля: необходимость согласования проведения проверок с органами прокуратуры, включение многоквартирных домов в реестры лицензий субъектов Российской Федерации в уведомительном порядке без проведения проверки достоверности представленных управляющей организацией сведений, отсутствие перечня грубых нарушений лицензионных требований при управлении многоквартирными домами, что формально препятствовало бы оперативному осуществлению лицензионного контроля.

В целях повышения эффективности лицензионного контроля в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения. В частности, установлено, что внеплановые выездные проверки управляющих организаций проводятся без согласования с органами прокуратуры и без уведомления лицензиата. Основанием для выездной внеплановой проверки является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений (без установления степени их грубости) лицензиатом лицензионных требований.

Также Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, изменяющими порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации: соответствующий порядок, предусматривающий проверку подлинности представленных лицензиатом сведений, устанавливает Минстрой России. Кроме того, в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, ужесточающие ответственность за надлежащую организацию подписания и хранения протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах: протоколам придан статус официальных документов, следовательно, за их фальсификацию наступает ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, при этом копии протоколов в обязательном порядке передаются в органы государственного жилищного надзора и проверяются ими.

Отдельные возникающие вопросы по правоприменению норм жилищного законодательства, регулирующих лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, урегулированы в рамках еженедельных селекторных совещаний, организованных Минстроем России в период лицензирования, и направлением информационных писем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях единообразного подхода к применению указанных норм.

Таким образом, выявленные вопросы были заблаговременно урегулированы, и на текущий момент не отмечается проблем в правоприменительной практике в установленной Федеральным законом N 255-ФЗ системе лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

А.В.ЧИБИС