I. Введение

Закон о закупках распространяется на закупочную деятельность субъектов, указанных в части 2 статьи 1 названного закона.

Кроме того, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрены отдельные случаи применения бюджетными учреждениями норм Закона о закупках, а именно:

- закупка за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

- закупка за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

При этом часть 2 статьи 15 Закона о контрактной системе предусматривает, что бюджетное учреждение вправе осуществлять вышеуказанные виды закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона о закупках исключительно в случае утверждения бюджетным учреждением и размещения им в единой информационной системе положения о закупке до начала соответствующего года.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о контрактной системе принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в порядке, установленном Законом о контрактной системе или в соответствии с Законом о закупках, не может быть изменено в текущем году.

В случае, если бюджетным учреждением в сроки, предусмотренные Законом о закупках, не размещено в единой информационной системе положение о закупке, такие закупки осуществляются им в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В случае, если закупочная деятельность является предметом регулирования Закона о закупках, на основании части 2 статьи 2 Закона о закупках заказчик должен утвердить и разместить в единой информационной системе положение о закупке.

Указанный документ должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, заказчик вправе осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном положением о закупке.

При этом Законом о закупках установлен соответствующий порядок утверждения положения о закупке в зависимости от организационно-правовой формы заказчика:

- если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания, положение о закупке утверждается высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании;

- в случае, если заказчиком выступает государственное или муниципальное унитарное предприятие, положение утверждается руководителем такого предприятия;

- если заказчиком выступает автономное учреждение, положение утверждается наблюдательным советом учреждения;

- в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;

- в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, положение утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;

- если заказчиком выступает государственное или муниципальное бюджетное учреждение, положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Статьей 8 Закона о закупках установлены сроки размещения заказчиком в единой информационной системе утвержденного положения о закупке, а именно в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о закупках (с 01.01.2012), а в случае, если заказчики созданы после дня вступления в силу данного закона, - в течение трех месяцев с даты их регистрации.

При этом положениями статьи 8 Закона о закупках также предусмотрено, что в случае, если заказчиком нарушен порядок утверждения или размещения в единой информационной системе положения о закупке, такие заказчики обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.