2.9. Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам

В Российской Федерации, с учетом ее федеративного устройства, налоговый контроль за трансфертным ценообразованием предусмотрен не только для внешнеэкономических сделок, но и сделок между российскими налоговыми резидентами. Иногда этот контроль излишне обременителен, но до тех пор, пока налог на прибыль организаций формирует доходную базу бюджетов субъектов Российской Федерации, он представляется необходимым. Вместе с тем контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам предлагается сохранить лишь в тех случаях, когда возможный ущерб для бюджетной системы и, в особенности, для бюджетов субъектов Федерации, является значительным.

С учетом этого считаем, что ряд мер позволит снизить издержки налогоплательщиков, связанные с таким контролем, что особенно важно в период кризиса. В числе первоочередных мер необходимо отметить:

- увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми, с 1 млрд. руб. до 2 - 3 млрд. руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции;

- введение суммового критерия или иного критерия существенности в целях представления документации или в целях проведения (непроведения) контроля (например, если сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5 процентов от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн. руб.);

- корректировка условий, при соблюдении которых сделки не признаются контролируемыми с целью учета степени значимости обособленных подразделений: предлагается не признавать контролируемыми внутрироссийские сделки налогоплательщиков, у которых есть обособленные подразделения, не оказывающие существенного влияния на деятельность налогоплательщика.