Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2015 N 1223-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шагана Михаила Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 июня 2015 г. N 1223-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА ШАГАНА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ ПУНКТА 14 СТАТЬИ 15

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина М.В. Шагана,

установил:

1. В соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Конституционность приведенного законоположения в части, предусматривающей предоставление названными лицами документов о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства при получении ими жилого помещения по избранному месту жительства, оспаривает гражданин М.В. Шаган, который, как следует из представленных материалов, проходил военную службу по контракту в воинской части, дислоцированной в селе Сергеевка Пограничного района Приморского края, и подлежал увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. В 2009 году М.В. Шагану было предоставлено служебное жилое помещение по месту службы, а в 2013 году - распределено жилое помещение по избранному им месту жительства в городе Санкт-Петербурге (поселок Шушары). При обращении М.В. Шагана в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации за получением документов на выделенное жилое помещение от него потребовали предоставить документ о сдаче занимаемого им служебного жилого помещения, расположенного в закрытом военном городке.

Решением Уссурийского гарнизонного военного суда от 17 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 8 апреля 2014 года, действия должностного лица уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации, выразившиеся в истребовании от заявителя справки о сдаче служебного жилого помещения, были признаны правомерными. При этом суды, ссылаясь в том числе на абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок обеспечения военнослужащих жильем, указали, что сдача занимаемого военнослужащим и членами его семьи жилого помещения по месту службы является необходимым условием предоставления жилого помещения по избранному им после увольнения месту жительства, а представление военнослужащим соответствующей справки о сдаче жилого помещения требуется для получения выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.

По мнению М.В. Шагана, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3), поскольку обязывает военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы 10 лет и более и подлежащего увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями, освободить занимаемое им и членами его семьи служебное жилое помещение до окончания срока военной службы при предоставлении ему жилого помещения по избранному месту жительства, отличному от места военной службы.

2. Согласно статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Приведенными конституционными положениями обусловливается обязанность законодателя определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья и иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П).

3. Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", устанавливающему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1 статьи 15).

Для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и нуждаются в жилых помещениях, названный Федеральный закон также предусматривает государственные гарантии в сфере жилищного обеспечения.

Так, обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15).

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом (определения от 20 ноября 2014 года N 2655-О, от 23 декабря 2014 года N 2893-О, от 29 января 2015 года N 117-О и др.).

4. По информации, дополнительно полученной Конституционным Судом Российской Федерации, к моменту обращения с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации М.В. Шаган был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (приказ командующего войсками Дальневосточного военного округа от 2 марта 2010 года N 58), исключен из списков личного состава воинской части (приказ командира войсковой части 29506 от 19 мая 2014 года N 33), сдал занимаемое им служебное жилое помещение по месту службы (справка о сдаче жилого помещения от 12 августа 2014 года N 390, выданная 1 отделом федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации) и зарегистрирован в предоставленном ему совместно с членами семьи жилом помещении по избранному месту жительства в городе Санкт-Петербурге (поселок Шушары). Право общей долевой собственности М.В. Шагана и членов его семьи на указанное жилое помещение зарегистрировано 13 сентября 2014 года на основании выписки из решения федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства от 19 ноября 2013 года N 000143 и акта приема-передачи жилого помещения от 19 ноября 2013 года N 000143.

При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемое М.В. Шаганом законоположение нарушает его конституционные права в указанном в жалобе аспекте, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шагана Михаила Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН