Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Решение Верховного Суда РФ от 21.05.2015 N АКПИ15-297 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими столбцов 5 и 7 пункта 46 Приложения N 1, утв. Приказом ФСТ России от 28.11.2014 N 2066-э>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 мая 2015 г. N АКПИ15-297

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ОАО "Межрегионэнергосбыт", ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" о признании недействующими столбцов 5 и 7 пункта 46 Приложения N 1, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 28 ноября 2014 г. N 2066-э,

установил:

приказом Федеральной службы по тарифам от 28 ноября 2014 г. N 2066-э утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2015 год (далее - Приложение N 1).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 декабря 2014 г., регистрационный номер 35357, опубликован в "Российской газете" 29 декабря 2014 г.

Согласно пункту 46 Приложения N 1 для субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности ОАО "Межрегионэнергосбыт" в отношении генерирующего объекта Ново-Салаватская ТЭЦ на I и II полугодие 2015 г. соответственно утверждены тарифные ставки на электрическую энергию в размере 971,24 и 1 039,33 руб./(МВт*ч) (без НДС) и тарифные ставки на мощность 104 705,31 и 104 705,31 руб./МВт в месяц (без НДС) (столбцы 5 и 7 пункта 46 Приложения N 1).

ОАО "Межрегионэнергосбыт" и ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 46 Приложения N 1 в части столбцов 5 и 7, устанавливающих размер тарифных ставок на мощность в отношении генерирующего объекта Ново-Салаватская ТЭЦ, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат абзацу третьему пункта 42 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, и пункту 5 приказа ФСТ России от 28 августа 2014 г. N 210-э/1 "Об утверждении Формул индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемых в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядка их применения, а также порядка установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах", создают препятствия в сфере осуществления заявителями предпринимательской деятельности.

В суде представители ОАО "Межрегионэнергосбыт", ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" Н.М., М.С., Н.Д. поддержали заявленные требования и пояснили, что ОАО "Межрегионэнергосбыт" не поставляло в 2011 г. мощность в вынужденном режиме, что подтверждается письмом коммерческого оператора оптового рынка ОАО "АТС" от 11 февраля 2015 г. N 01-02/15-3118, установленные тарифные ставки на мощность являются заниженными. При расчете тарифной ставки на мощность на 2015 г. ФСТ России должна была использовать тарифную ставку 128606,33 руб./МВт, установленную на II полугодие 2014 г.

Представители Федеральной службы по тарифам М.И., Н.С., С., Минюста России Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителей.

Выслушав объяснения представителей ОАО "Межрегионэнергосбыт" ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" Н.М., М.С., Н.Д., ФСТ России М.И., Н.С., С., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливая государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках, предусматривает, что государственному регулированию на оптовом рынке подлежат, в частности, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, в целях обеспечения потребления электрической энергии потребителями, не относящимися к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей (пункт 2 статьи 23.1).

Установление цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей) в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, в целях обеспечения потребления электрической энергии потребителями, не относящимися к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, названным Федеральным законом отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов).

Таким федеральным органом исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" является ФСТ России, которая осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.

Согласно Федеральному закону "Об электроэнергетике" деятельность субъектов оптового рынка в целях обеспечения им равных условий регулируется правилами оптового рынка (пункт 2 статьи 31).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, которые устанавливают правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 1 января 2011 г.

В пункте 4 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности перечислены способы, с использованием которых на оптовом рынке осуществляется торговля электрической энергией и мощностью, в том числе торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, производимой с использованием генерирующих объектов в период, на который мощность таких объектов не была отобрана по результатам конкурентного отбора мощности, в случае необходимости поддержания данных объектов в работоспособном состоянии для обеспечения установленных техническими регламентами и иными обязательными требованиями параметров работы ЕЭС России, систем жизнеобеспечения, режимов водопользования (генерирующие объекты, мощность которых поставляется в вынужденном режиме).

Приказом ФСТ России от 7 декабря 2010 г. N 400-э/5 были утверждены цены на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность и электрическую энергию в вынужденном режиме. В соответствии с пунктом 25 Приложения N 1 к данному приказу ФСТ России для ОАО "Межрегионэнергосбыт" в отношении генерирующего объекта Ново-Салаватская ТЭЦ 2011 г. утверждены тарифные ставки на мощность 121610,13 руб./МВт в месяц.

Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка является одним из основных документов, регламентирующих функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности. В соответствии со статьей 31 Федерального закона "Об электроэнергетике" в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном данным Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка.

При установлении для ОАО "Межрегионэнергосбыт" тарифа на мощность на 2011 г. ФСТ России обладало информацией о перечне генерирующего оборудования, не отобранного по результатам конкурентного отбора мощности на 2011 г., среди которых значилось ОАО "Межрегионэнергосбыт" (генерирующий объект Ново-Салаватская ТЭЦ) (письмо ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" от 9 ноября 2010 г. N БЗ1-I-19-11549, л.д. 125 - 127).

Как пояснили в суде представители ОАО "Межрегионэнергосбыт", ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" Н.М., М.С., Н.Д., заявителям было известно об утверждении данной цены на мощность, но ОАО "Межрегионэнергосбыт" (генерирующий объект Ново-Салаватская ТЭЦ) не поставляло мощность в вынужденном режиме в 2011 г.

Приказ ФСТ России от 7 декабря 2010 г. N 400-э/5 не был оспорен или отменен судом и утратил силу с 1 января 2012 г. в связи с изданием приказа ФСТ России от 27 декабря 2011 г. N 426-э/3 "Об утверждении цен на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме".

Приказом ФСТ России от 15 декабря 2011 г. N 352-э/1 утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2012 г., в соответствии с которыми ОАО "Межрегионэнергосбыт" в отношении генерирующего объекта Ново-Салаватская ТЭЦ на 2012 г. утверждены тарифные ставки на мощность 121041,74 руб./МВт в месяц (без НДС) (пункт 42 Приложения).

Приказом ФСТ России от 29 ноября 2012 г. N 317-э/2 были утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2013 г., в соответствии с которыми ОАО "Межрегионэнергосбыт" в отношении генерирующего объекта Ново-Салаватская ТЭЦ на 2013 г. утверждены тарифные ставки на мощность на I и II полугодие 2013 г. соответственно 121041,74 руб./МВт в месяц (без НДС) и 128277,43 руб./МВт в месяц (без НДС) (пункт 49 Приложения).

Приказом ФСТ России от 19 декабря 2013 г. N 1676-э утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2014 г., в соответствии с которыми для ОАО "Межрегионэнергосбыт" в отношении генерирующего объекта Ново-Салаватская ТЭЦ на I и II полугодие 2014 г. соответственно утверждены тарифные ставки на мощность 128277,43 и 128606,33 руб./МВт в месяц (без НДС) (пункт 51 Приложения).

Из пояснений представителя ФСТ России Н.С. в суде следует, что при установлении тарифа на мощность для субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности ОАО "Межрегионэнергосбыт" (генерирующий объект Ново-Салаватская ТЭЦ) на 2012 г. и последующие годы ФСТ России исходило из тарифа на мощность 121610,13 руб./МВт в месяц, установленную для поставщиков электрической энергии и мощности, осуществлявших поставку мощности в вынужденном режиме в 2011 г.

ОАО "Межрегионэнергосбыт" (генерирующий объект Ново-Салаватская ТЭЦ) после 2011 г. осуществляло торговлю мощностью в соответствии с установленными тарифами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, которые определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с абзацем шестым пункта 42 Основ цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для целей поставки на оптовый рынок по регулируемым договорам для поставщиков, поставляющих в текущем периоде регулирования мощность в вынужденном режиме, а в плановом периоде регулирования поставляющих мощность по цене, определенной по итогам конкурентного отбора мощности, начиная с 2013 г. устанавливаются методом индексации. Для таких поставщиков электрической энергии и мощности индексируется база года, предшествующая переходу генерирующего объекта в работу в вынужденном режиме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 505 в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике внесены изменения, в пункте 42 абзац пятый дополнен предложением следующего содержания: "Для поставщиков электрической энергии и мощности, осуществлявших поставку мощности в вынужденном режиме в 2011 году, индексируется база 2010 года".

Учитывая, что Ново-Салаватская ТЭЦ являлась генерирующим объектом, мощность которых поставлялась в вынужденном режиме, ФСТ России правомерно установила для субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности ОАО "Межрегионэнергосбыт" в отношении генерирующего объекта Ново-Салаватская ТЭЦ на I и II полугодие 2015 г. тарифные ставки на мощность 104 705,31 и 104 705,31 руб./МВт в месяц.

Доводы заявителей о том, что на Ново-Салаватской ТЭЦ оборудование "Турбина паровая 5" находится в консервации с 1998 г., не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку все генерирующее оборудование Ново-Салаватской ТЭЦ учитывалось в составе ЕЭС России, требования вывода электроэнергетического оборудования из эксплуатации выполнены не были.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об электроэнергетике" в целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которого превышает значения, определенные Правительством Российской Федерации, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с: системным оператором временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования; уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и системным оператором окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации. Порядок вывода из эксплуатации и в ремонт объектов электроэнергетики устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований ссылки заявителей на приказ ФСТ России от 30 декабря 2010 г. N 498-э/3 "О субъектах оптового рынка - производителях электрической энергии (мощности), поставляющих электрическую энергию (мощность) в ценовых зонах оптового рынка по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, и ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую указанными субъектами оптового рынка в ценовых зонах оптового рынка". Данным приказом для субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности ОАО "Межрегионэнергосбыт" в отношении генерирующего объекта Ново-Салаватская ТЭЦ на 2011 г. соответственно утверждены тарифные ставки на мощность 92 474, 96 руб./МВт в месяц (пункт 43 Приложения N 2), поскольку в последующие годы цены на мощность устанавливались с учетом того, что поставщики осуществляли поставку мощности в вынужденном режиме в 2011 г.

Доводы заявителей о несоответствии оспариваемых положений нормативного правого акта приказу ФСТ России от 28 августа 2014 г. N 210-э/1 "Об утверждении Формул индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемых в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядка их применения, а также порядка установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах" не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку по делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления ОАО "Межрегионэнергосбыт", ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" о признании недействующими столбцов 5 и 7 пункта 46 Приложения N 1, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 28 ноября 2014 г. N 2066-э, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ