См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утв. Минфином России.

Таблица 5.15. Параметры финансового обеспечения реализации государственных программ в 2014 - 2017 годах

Таблица 5.15

Параметры финансового обеспечения реализации

государственных программ в 2014 - 2017 годах

млрд. рублей

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Закон 349-ФЗ

%% к общему объему

Проект

%% к общему объему

%% к пред. году

Проект

%% к общему объему

%% к пред. году

Проект

%% к общему объему

%% к пред. году

1

2

3

4

5

6 = 4 / 2

7

8

9 = 7 / 4

10

11

12 = 10 / 7

Расходы федерального бюджета, всего

13 960,1

100,0

15 252,3

100,0

109,3

15 576,1

100,0

102,1

15 986,1

100,0

102,6

из них:

Расходы на реализацию государственных программ, всего:

8 269,9

59,2

8 411,1

55,1

101,7

8 439,2

54,2

100,3

8 460,7

52,9

100,3

в том числе по направлениям:

I. Новое качество жизни (12 программ)

3 446,3

41,7

3 437,0

40,9

99,7

3 388,0

40,1

98,6

3 319,4

39,2

98,0

II. Инновационное развитие и модернизация (17 программ), без закрытой части

2 099,9

25,4

2 070,7

24,6

98,6

2 023,9

24,0

97,7

2 030,4

24,0

100,3

III. Обеспечение национальной безопасности (1 программа), без закрытой части

2,6

0,0

1,5

0,0

57,1

1,5

0,0

99,9

1,4

0,0

93,0

IV. Сбалансированное региональное развитие (5 программ)

750,3

9,1

795,7

9,5

106,1

794,1

9,4

99,8

804,6

9,5

101,3

V. Эффективное государство (4 программы)

1 099,8

13,3

1 149,6

13,7

104,5

1 198,5

14,2

104,3

1 251,6

14,8

104,4

Расходы на реализацию государственных программ (закрытая часть)

871,0

10,5

956,7

11,4

109,8

1 033,2

12,2

108,0

1 053,3

12,4

101,9

Расходы на непрограммную деятельность

5 690,3

40,8

6 841,2

44,9

120,2

7 136,8

45,8

104,3

7 525,4

47,1

105,4

в том числе:

Финансовое обеспечение развития пенсионной системы

2 305,5

40,5

2 896,0

42,3

125,6

3 099,2

43,4

107,0

3 199,2

42,5

103,2

Закрытые расходы, включая обеспечение обороноспособности страны

2 571,1

45,2

3 072,6

44,9

119,5

3 293,3

46,1

107,2

3 482,3

46,3

105,7

Прочие непрограммные расходы

813,6

14,3

872,6

12,8

107,3

744,3

10,4

85,3

843,8

11,2

113,4

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ в 2015 году вырастут по отношению к предыдущему году на 1,7%, в 2016 году - на 0,3% по отношению к 2015 году, в 2017 году - на 0,3% по отношению к 2016 году и на 2,3% по отношению к 2014 году.

Расходы на непрограммные направления деятельности увеличиваются в 2015 году на 20,2% по отношению к 2014 году, в 2016 году - на 4,3% по отношению к предыдущему году, в 2017 году - на 5,4% по отношению к 2016 году и на 32,2% по отношению к 2014 году.

Динамика расходов федерального бюджета по направлению "Новое качество жизни" характеризуется незначительным снижением объема расходов (на 0,3% в 2015 году по сравнению с 2014 годом, на 1,4% в 2016 году по отношению к предыдущему году, на 2% в 2017 году по отношению к 2016 году).

Расходы федерального бюджета по направлению "Инновационное развитие и модернизация экономики" характеризуется разнонаправленной динамикой. Так, в 2015 - 2016 годах предполагается снижение расходов на 1,4% и на 2,3% по отношению к предыдущему году соответственно, с дальнейшим ростом расходов к 2017 году на 0,3% по отношению к 2016 году. Однако по отношению к 2014 году объем расходов по указанному направлению в 2017 году сократится на 3,3%.

В 2015 году расходы по направлению "Сбалансированное региональное развитие" увеличатся на 6,1%, в 2016 году по отношению к предыдущему году незначительно снизятся (на 0,2%) и в 2017 году вновь увеличатся на 1,3% по сравнению с 2016 годом, по сравнению с 2014 годом рост составит 7,2%.

Стабильной положительной динамикой в 2015 - 2017 годах характеризуются расходы федерального бюджета по направлению "Эффективное государство": в 2015 году рост составит 4,5% по отношению к 2014 году, в 2016 году - 4,3% по отношению к 2015 году, в 2017 году - 4,4% по отношению к 2016 году. По отношению к 2014 году темп прироста расходов в 2017 году составит 13,8%.

Структура расходов федерального бюджета характеризуется снижением доли программных расходов с 59,2% в 2014 году до 52,9% в 2017 году в общем объеме расходов федерального бюджета.

Необходимость решения задач по модернизации Вооруженных Сил, укреплению обороноспособности страны и пенсионному обеспечению граждан обусловливает рост доли непрограммных расходов федерального бюджета с 40,8% в 2014 году до 47,1% к 2017 году в общем объеме расходов федерального бюджета. Расходы на обеспечение обороноспособности страны в 2017 году по отношению к 2014 году вырастут на 35,4%, на развитие пенсионной системы - на 38,8%.

К 2017 году прогнозируется незначительное снижение доли расходов по направлениям "Новое качество жизни" и "Инновационное развитие и модернизация экономики", вместе с тем несколько возрастет доля расходов по направлению "Эффективное государство". Таким образом, структура расходов на реализацию государственных программ в разрезе направлений не претерпевает существенных изменений. Вместе с тем в рамках каждого направления происходит изменение структуры распределения финансирования между государственными программами.

В структуре расходов федерального бюджета по направлению "Новое качество жизни" в сторону увеличения изменится доля расходов на реализацию ряда государственных программ: "Социальная поддержка граждан" (с 30,9% в 2014 году до 34,4% в 2017 году, в связи с преобладанием в программе не подлежащих сокращению расходов на исполнение обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения), "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (с 13,3% в 2014 году до 14,8% в 2017 году, определена как приоритетная), "Развитие физической культуры и спорта" (с 1,8% в 2014 году до 2,8% в 2017 году, в связи с подготовкой к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации) в общем объеме расходов на направление.

В 2017 году по сравнению с 2014 годом существенно сократится доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов по направлению на реализацию государственных программ "Развитие здравоохранения" (с 10,4% до 7,7%) и "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (с 2,6% до 2,1%). Основными факторами, повлиявшими на снижение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, являются:

передача финансового обеспечения медицинских учреждений федерального уровня, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи и подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), в систему обязательного медицинского страхования;

завершение ряда проектов, в том числе уменьшение расходов федерального бюджета, предоставляемых в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

В структуре расходов федерального бюджета по направлению "Инновационное развитие и модернизация экономики" по итогам 2017 года ожидается увеличение доли расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" (2014 год - 8,6%, 2017 год - 11,3%), "Развитие науки и технологий" (2014 год - 7,2%, 2017 год - 8,9%), "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (2014 год - 8,1%, 2017 год - 9,4%) в общем объеме расходов на направление. Сложившиеся изменения обусловлены перераспределением бюджетных средств в пользу приоритетного развития науки и отдельных секторов экономики.

В структуре расходов федерального бюджета по направлению "Сбалансированное региональное развитие" подчеркивается приоритетность развития конкретных территорий, в частности, увеличивается доля расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (с 3,5% в 2014 году до 4,6% в 2017 году) и "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года (с 1,3% в 2014 году до 4,2% в 2017 году).

В структуре расходов федерального бюджета по направлению "Эффективное государство" отмечается значительное увеличение доли расходов на реализацию государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (с 64,3% в 2014 году до 69,5% в 2017 году) в связи с увеличением расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга.

Финансовое обеспечение реализации государственных программ (в действующих редакциях, утвержденных Правительством Российской Федерации) в целом соответствует указанным предельным расходам. Объемы бюджетных ассигнований дополнительно скорректированы при формировании проекта федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, в том числе с учетом их сокращения на 2 процента в 2016 и 2017 годах.

Отклонения расходов на реализацию государственных программ в 2015 - 2017 годах, учтенных в проекте федерального бюджета, и объемов, утвержденных в государственных программах, приведены в таблице 5.16.