2.1. Рекомендации по определению категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений из жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа

2.1. Рекомендации по определению категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений из жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.

По договору найма из специализированного жилищного фонда жилые помещения предоставляются следующим категориям граждан:

- детям-сиротам,

- детям, оставшимся без попечения родителей,

- лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Право на обеспечение жилыми помещениями из указанного специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.

Лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указных лиц.

В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, до 1 января 2013 г., на учете как нуждающиеся в жилье.

С принятием Федерального закона N 15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

До 1 января 2013 г. в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Однако это не означало, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следовало отказывать в праве на получение жилого помещения. Как правило, в таком случае суд исходил из конкретных причин, в силу которых дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, своевременно не встали на такой учет и, если признавал их уважительными - признавал требование детей-сирот и лиц из их числа об обеспечении их жилым помещением по договору социального найма вне очереди (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.).

Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 1 января 2013 г., должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 1 января 2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Однако следует учитывать предельный возраст лиц из числа детей-сирот, не реализовавших право на жилищное обеспечение, которые вправе обратиться за предоставлением жилых помещений согласно Федеральному закону N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ с 1 января 2013 г. Субъектам Российской Федерации рекомендуется определять предельный возраст лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на жилищное обеспечение, из расчета того, что право на жилищное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, было введено Жилищным кодексом РСФСР 1983 г., введенным в действие с 1 января 1984 г. (далее - Жилищный кодекс РСФСР). Поэтому, если гарантия на предоставление жилья возникла у лица в период действия Жилищного кодекса РСФСР, но так и не была реализована им до 1 января 2013 г., следует рассматривать вопрос жилищного обеспечения таких лиц с учетом закрепления указанного права в Федеральном законе N 15-ФЗ. При этом субъектам Российской Федерации рекомендуется выработать критерии восстановления (признания) такого права за взрослыми лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывая упущения в выявлении и учете таких граждан, как не имеющих попечения родителей; нарушения при закреплении за ними жилья и оформлении возвращения в такое жилое помещение после окончания пребывания в специализированных учреждениях или приемных семьях, у попечителей; неопределенность статуса указанных лиц, как оставшихся без попечения родителей; зависимость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в реализации своих прав от законных представителей; иные обстоятельства, которые не позволили указанным лицам реализовать свое право, включая несовершенство правового регулирования, недобросовестность законных представителей и т.п.

Такое определение категорий граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, основано на следующем:

1) в Жилищный кодекс включен новый вид специализированных жилых помещений как для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. ст. 92, 98.1, 103, 109.1 Жилищного кодекса),

2) право на обеспечение жилыми помещениями из указанного жилищного фонда сохраняется за лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). В контексте данной нормы достижение лицом возраста 23 лет не ограничивает его право на обращение за предоставлением жилого помещения,

3) действие положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и Жилищного кодекса распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013 в случае, если дети-сироты и лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013.

Федеральный закон N 15-ФЗ четко устанавливает необходимость формирования списка льготной категории граждан, однако это служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и решению при этом проблемы конкуренции льготников.

В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и лицам из их числа не предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Спорным является вопрос об обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и лиц из их числа, являющихся гражданами Российской Федерации, но обеспеченных жилыми помещениями на территории иностранного государства и не имеющими жилых помещений в Российской Федерации. Данный случай Федеральным законом N 159-ФЗ прямо не регламентирован. До внесения соответствующих изменений в Жилищный кодекс и Федеральный закон N 159-ФЗ наличие у лиц указанной категории жилых помещений на территории иностранного государства не должно являться обстоятельством, исключающим их право быть обеспеченными жилыми помещениями на территории Российской Федерации в соответствии с теми основаниями, которые закреплены в Жилищном кодексе и Федеральном законе N 159-ФЗ. Государственная гарантия обеспечения детей-сирот и лиц из их числа распространяется на граждан Российской Федерации и заключается в предоставлении им жилых помещений на территории Российской Федерации, которые должны стать местом их жительства. Поэтому наличие у детей-сирот и лиц из их числа жилого помещения на территории иностранного государства не может ограничивать или отменять их право как граждан Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями на территории Российской Федерации.