1. Общие положения

Документ содержит порядок работы налоговых органов и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России при эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица".

Схема работы подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" приведена в Приложении 1 к настоящему Регламенту.

Назначение

Назначение подсистемы "ЛК ЮЛ" состоит в оптимизации процессов взаимодействия налогоплательщика - юридического лица с подразделениями ФНС России путем предоставления налогоплательщику доступа к информационным ресурсам ФНС России с использованием телекоммуникационных каналов связи и организации электронного документооборота. Это позволит повысить собираемость налогов путем полного и качественного информирования налогоплательщика о состоянии процессов налогового администрирования по его объектам налогообложения, ускорить процессы приема и обработки документов и даст возможность принимать правильные решения в части мониторинга и управления состоянием расчетов с бюджетом налогоплательщика.

Цели:

Целями подсистемы "ЛК ЮЛ" являются:

- формирование среды электронного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами на Интернет-портале ФНС России, обеспечивающей упрощенные механизмы:

- оказания услуг налогоплательщику;

- исполнения налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

- повышение степени информированности налогоплательщиков,

- повышение эффективности работы налоговых органов по сбору налогов и сборов.

"ЛК ЮЛ" предоставляет налогоплательщику следующие услуги:

- по государственной регистрации юридического лица:

- предоставление открытых и общедоступных сведений, содержащихся о налогоплательщике в ЕГРЮЛ, посредством экранных форм;

- предоставление услуги по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ликвидации или реорганизации ЮЛ, внесению изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также при государственной регистрации создания ЮЛ, учредителем которого является данное ЮЛ;

- предоставление выписки из ЕГРЮЛ (о себе) на бумажном носителе или в электронном виде на основе данных ФБД ЕГРЮЛ;

- по учету юридического лица:

- предоставление информации из ЕГРН о постановке на учет в налоговых органах;

- оказание услуги по приему электронных сообщений налогоплательщика по форме N С-09-2 об участии в российских и иностранных организациях;

- оказание услуг по постановке и снятию с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесению изменений в сведения об обособленном подразделении на основании формализованных электронных сообщений налогоплательщика (российской организации) по формам N С-09-3-1, С-09-3-2, 1-6-Учет, 3-Учет;

- оказание услуг по постановке и снятию с учета российской организации в качестве налогоплательщика ЕНВД на основании формализованных электронных заявлений налогоплательщика по формам N ЕНВД-1, ЕНВД-3, 3-Учет;

- по услугам, связанным с расчетами с бюджетом:

- предоставление налогоплательщику значений основных показателей расчетов с бюджетом по налогоплательщику в целом, информации о перечне обязанностей по КРСБ, информации о состоянии расчетов с бюджетом по перечню КРСБ, информации о документах и операциях, формирующих состояние расчетов с бюджетом, в том числе о документах и операциях, учтенных в КРСБ;

- предоставление налогоплательщику информации о платежах, списанных с расчетного счета налогоплательщика и не поступивших в бюджет;

- предоставление налогоплательщику информации о не проверенных налоговым органом суммах налога к возмещению или уменьшению обязанности по уплате налога, заявленных в декларациях/расчетах;

- предоставление налогоплательщику информации об урегулированной задолженности (отсроченной, рассроченной, реструктурированной, инвестиционному налоговому кредиту);

- уточнение невыясненных платежей на основании формализованного электронного документооборота;

- предоставление налогоплательщику по запросу уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе;

- уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении;

- осуществление зачетов и возвратов излишнее уплаченных в бюджет налогоплательщиком сумм налога и других обязательных платежей на основании формализованного электронного документооборота;

- представление налогоплательщику информации об исполненных решениях на зачет и возврат переплаты, о принятых решениях об уточнении платежа;

- предоставление налогоплательщику информации о неисполненных им требованиях на уплату налога и других обязательных платежей;

- предоставление налогоплательщику информации о мерах принудительного взыскания задолженности;

- предоставление налогоплательщику информации о недоимке, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию и списанных в соответствии с решением налогового органа на основании статьи 59 НК РФ и приказа ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@;

- инициирование проведения совместной сверки расчетов с бюджетом;

- оказание услуг по информационному обслуживанию налогоплательщика в форме предоставления справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечня налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году;

- информирование налогоплательщика о ходе процесса рассмотрения заявления (запроса), переданного в налоговый орган через подсистему "ЛК ЮЛ";

- обратная связь налогоплательщика с налоговыми органами.

Объектами автоматизации ФНС России являются:

- Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" ФНС России (далее - ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России);

- инспекции ФНС России.

Предметом автоматизации являются процессы:

- направление документов, сформированных в электронном виде, для государственной регистрации юридических лиц или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в налоговый орган для осуществления процедур государственной регистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ;

- направление в налоговый орган пакета документов, подготовленного заранее с использованием иных программных средств, содержащего сообщения налогоплательщика (по форме N С-09-2) об участии в российских и иностранных организациях;

- направление в налоговый орган по месту нахождения организации и в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения пакета документов, подготовленного заранее с использованием иных программных средств (по формам N С-09-3-1, С-09-3-2, 1-6-Учет, 3-Учет), для осуществления действий, связанных с постановкой, снятием с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесением изменений в сведения об обособленных подразделениях;

- направление в налоговый орган пакета документов, подготовленного заранее с использованием иных программных средств (по формам ЕНВД-1, ЕНВД-3, 3-Учет), для осуществления действий, связанных с постановкой, снятием с учета российской организации в качестве налогоплательщика ЕНВД;

- формирование запроса на предоставление налогоплательщику уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе, направление запроса в налоговый орган, направление налогоплательщику электронного документа, сформированного в ПК "СЭОД";

- уточнение невыясненных платежей на основании формализованного электронного документооборота;

- уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении, на основании формализованного электронного документооборота;

- осуществление зачетов и возвратов, излишнее уплаченных в бюджет налогоплательщиком сумм налога и других обязательных платежей на основании формализованного электронного документооборота;

- формирование формализованного электронного заявления налогоплательщика для инициирования сверки расчетов с бюджетом;

- оказание услуг по информационному обслуживанию налогоплательщика в форме предоставления справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечня налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году;

- оказание услуг по приему запросов налогоплательщиков на получение справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (на бумажном носителе), выписки из ЕГРЮЛ о себе (на бумажном носителе, в электронной форме), сведений из ЕГРН о себе (в электронной форме);

- прием обращений налогоплательщика в ФНС России в целях совершенствования налогового законодательства, деятельности ФНС России, информирования о нарушениях законодательства и прав налогоплательщика с целью получения разъяснений в случае отображения в "ЛК ЮЛ" недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании юридического лица, о постановке на учет (снятии с учета) организации, о расчетах с бюджетом, а также в случае возникновения проблем по работе подсистемы "ЛК ЮЛ" в целом, предложений по ее совершенствованию.

Участниками автоматизируемых процессов являются:

- налогоплательщики (юридическое лицо) - пользователи сервиса "ЛК ЮЛ";

- ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России;

- инспекции ФНС России.

Участники обмениваются электронными документами вида:

- электронный документ налогоплательщика, составленный в форме запроса, уведомления, сообщения, заявления на оказание услуги (далее - электронный документ налогоплательщика);

- электронный документ налогового органа, сформированный в результате оказания услуги налогоплательщику;

- электронный документ налогового органа, сформированный в результате отказа в оказании услуги налогоплательщику;

- ответ налогового органа на обращение налогоплательщика в Инспекцию ФНС России с целью получения разъяснений в случае отображения в "ЛК ЮЛ" недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании юридического лица, о постановке на учет (снятии с учета) организации, о расчетах с бюджетом, а также в случае возникновения проблем по работе подсистемы "ЛК ЮЛ" в целом, предложений по ее совершенствованию.

Взаимодействие налогоплательщика с сервисом "ЛК ЮЛ" осуществляется путем получения информации от налогового органа через интернет-браузер и создания документов, направляемых в налоговые органы для выполнения функций налогового администрирования. Информация для отображения в браузере и для отсылки документов осуществляется посредством вызова Web-сервисов.

КонсультантПлюс: примечание.

Сокращенное название "Минкомсвязь России" изменено на "Минцифры России".

При этом налогоплательщики обязаны иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - КСКПЭП), выданный удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России, и соответствующий требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Реализован следующий сценарий работы:

Для получения доступа налогоплательщик должен пройти процедуру регистрации и подписать Соглашение об открытии доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (текст Соглашения приведен в Рекомендациях по работе с "ЛК ЮЛ", Приложение 3 к Приказу). Процедура регистрации проводится через "ЛК ЮЛ" и не требует обращения налогоплательщика в инспекцию ФНС России. Соглашение подписывается КСКПЭП налогоплательщика. КСКПЭП должен быть выдан на руководителя организации, либо лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации по сведениям ЕГРЮЛ, либо лицо, имеющее действующую доверенность с полными полномочиями.

Далее налогоплательщик входит в "ЛК ЮЛ", применив КСКПЭП.

В режиме on-line налогоплательщик, используя сервисы "ЛК ЮЛ", получает последнюю актуальную информацию о себе и о состоянии расчетов с бюджетом, формирует заявки, заявления, сообщения в электронном виде и отправляет их по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган. Налогоплательщик получает информацию о ходе и результатах исполнения (рассмотрения) его заявок, заявлений, сообщений. Налогоплательщик может получить электронные документы, сформированные в ходе процедуры оказания услуги, через сервис "ЛК ЮЛ": выписку из ЕГРЮЛ (о себе), документы, формируемые при осуществлении процедур государственной регистрации юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, сведения из ЕГРН (о себе), справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам; акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, выписку операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году, извещение о зачете/возврате, уведомление об отказе в зачете (возврате) по заявлению, уведомление налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе, извещение налогового органа о принятии решения об уточнении вида и принадлежности платежа, уведомление об отказе в исполнении заявления об уточнении платежа.

Предоставление актуальных сведений из ЕГРН и о состоянии расчетов с бюджетом производится с использованием данных Федерального хранилища данных (далее - ФХД) в составе АИС "Налог-3".

ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России является объектом, на площадке которого обеспечивается работа серверов приложений и баз данных "ЛК ЮЛ". Т.е. на площадке ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России обеспечивается эксплуатация следующих задач: централизованное ведение актуальной базы данных ФХД, необходимой для функционирования "ЛК ЮЛ", проверка правомочности подключения налогоплательщика к сервису "ЛК ЮЛ" на момент активизации сервиса, определение федерального уникального идентификатора налогоплательщика в Подсистеме общего назначения "Идентификация лиц" (ПОН ИЛ), обработка Web-запросов, поступающих от налогоплательщика, прием электронных документов налогоплательщиков, направление электронных документов налогоплательщика в инспекции ФНС России по принадлежности или выполнение запросов на основе федеральных баз данных, прием электронных документов из инспекций ФНС России, направление их налогоплательщику, ведение перечня налогоплательщиков, получивших доступ к услугам "ЛК ЮЛ", хранение запрошенных налогоплательщиком электронных документов, хранение оперативных данных для осуществления зачетов и возвратов, журналирование электронного документооборота "ЛК ЮЛ", регистрация услуг, оказанных налогоплательщику через "ЛК ЮЛ", хранение электронных документов обмена.

Инспекции ФНС России осуществляют выгрузку данных о состоянии расчетов с бюджетом по налогоплательщикам, зарегистрированным в "ЛК ЮЛ", в витрину данных ФХД, прием и обработку электронных документов налогоплательщика, формирование электронных документов в соответствии с принятыми решениями, направление электронных документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России для последующего направления налогоплательщику.

Источниками данных, необходимых для функционирования "ЛК ЮЛ", являются: витрина ФХД, ФБД ЕГРЮЛ и ФБД ЕГРН, инспекционные базы данных ПК "СЭОД", данные функционального блока N 1 АИС "Налог-3".

Основными функциями Инспекций ФНС России в рамках подсистемы "ЛК ЮЛ" являются:

- запуск ТП выгрузки данных для "ЛК ЮЛ", контроль выгрузки;

- прием из ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России запросов, заявлений, сообщений налогоплательщиков, относящихся к сфере автоматизируемых функций подсистемы "ЛК ЮЛ";

- обработка полученных запросов, заявлений, сообщений налогоплательщиков в ПК "СЭОД" и функциональном блоке N 1 (ПП ЦСР и ПП ЦУН) АИС "Налог-3";

- направление в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (для налогоплательщика) по телекоммуникационным каналам связи электронных документов;

- обработка обращений налогоплательщика о получении разъяснений в случае отображения в подсистеме "ЛК ЮЛ" недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании юридического лица, о постановке на учет организации, о расчетах с бюджетом;

- предоставление сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков по текущим платежам, неурегулированной задолженности и урегулированной задолженности.

Документы принимаются и отправляются в автоматическом режиме на основании действий, произведенных в ПК "СЭОД" и функциональном блоке N 1 АИС "Налог-3".

Основными функциями ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в рамках подсистемы "ЛК ЮЛ" являются:

- прием файлов выгрузки от инспекций ФНС России и загрузка их в витрину ФХД;

- прием от налогоплательщика запросов на оказание услуги налоговым органом;

- направление электронных документов налогоплательщика (запросы, заявления и др.) в Инспекции ФНС России по принадлежности;

- получение из Инспекций ФНС России ответов на запросы (заявления, сообщения) налогоплательщика, а также сведений о прохождении документов в тех случаях, когда это необходимо;

- направление налогоплательщику подготовленных налоговыми органами документов в электронной форме на оказываемые услуги.

Функции выполняются в автоматическом режиме.

Основными функциями площадки провайдера в рамках подсистемы "ЛК ЮЛ" являются:

- размещение серверных компонент подсистемы для взаимодействия с налогоплательщиками и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в качестве промежуточного звена;

- обслуживание запросов от налогоплательщиков к серверу на получение текстовых, графических и других ресурсов через защищенное криптографическими средствами соединение;

- выполнение служебных функций, таких как почтовые рассылки, автоматические обновления справочников, протоколирование событий.

Функции выполняются в автоматическом режиме.