I. Основные итоги и необходимость развития системы стандартизации, в том числе методологии, оценочной деятельности

I. Основные итоги и необходимость развития

системы стандартизации, в том числе методологии,

оценочной деятельности

Оценочная деятельность как вид профессиональной деятельности ее субъектов по определению рыночной, кадастровой и иных видов стоимости объектов оценки является неотъемлемым институтом рыночной экономики, и получила новое развитие с началом рыночных отношений в Российской Федерации.

Результаты оценочной деятельности широко используются в корпоративной практике (при выкупе акций у миноритарных акционеров, осуществлении сделок с финансовыми и нефинансовыми активами, подготовке финансовой отчетности), в процедурах банкротства, приватизации, изъятия земель путем выкупа для государственных и муниципальных нужд, при залоге имущества, а также в сфере налогообложения, в связи с чем их качество имеет высокую социальную и экономическую значимость. Все большее значение приобретают оценка активов российских организаций, расположенных в иностранных юрисдикциях, а также обеспечение объективной оценки российских активов для усиления инвестиционной активности, устранения ценового дисконта стоимости российских активов по сравнению с активами других развивающихся стран.

Базовым нормативным правовым актом Российской Федерации в указанной сфере является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). В 2008 году в Федеральный закон были внесены изменения, направленные на закрепление принципа саморегулирования оценочной деятельности. К настоящему времени созданы институты, необходимые для существования профессии. Сформирована нормативная правовая база осуществления оценочной деятельности. Появилось значительное количество <1> саморегулируемых организаций, которыми создано объединение, целями которого являются обеспечение общественных интересов, формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработка единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координация деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также взаимодействие саморегулируемых организаций оценщиков с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности. Получил развитие рынок оценочных услуг. Указанные организации представляют собой органы негосударственного регулирования в области оценочной деятельности.

--------------------------------

<1> На 1 декабря 2013 г. в Единый федеральный реестр саморегулируемых организаций оценщиков включено 14 организаций.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся положительные результаты, текущее состояние института независимой оценки характеризуется наличием проблем, обусловленных в том числе разнонаправленностью интересов заказчиков, потребителей оценочных услуг.

Особенностью оценочной деятельности является то, что ее субъектом выступает физическое лицо - оценщик <1>, выступающий носителем профессиональных знаний и выражающий свое профессиональное мнение в отношении стоимости объекта оценки с учетом подходов и методов оценки, выбранных им в соответствии с требованиями законодательства, а также стандартов и правил саморегулируемой организации, членом которой он является.

--------------------------------

<1> В соответствии с Федеральным законом оценщик может осуществлять свою деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо на основании трудового договора с юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным Федеральным законом.

В связи с этим большое значение имеет развитие методологии оценки, формируемой на всех уровнях регулирования, обеспечение адекватного уровня квалификации оценщиков, а также соблюдение ими норм профессиональной этики.

На развитие методологии оценки оказывает влияние усиление интеграции России в международную экономику, в том числе в рамках присоединения России ко Всемирной торговой организации, взаимодействия с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), участия в деятельности Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), развития города Москвы как международного финансового центра.

В связи с этим осуществлен ряд шагов по усилению взаимодействия между российскими и зарубежными организациями в области оценочной деятельности. Так, ряд российских саморегулируемых организаций оценщиков является членами Международного совета по стандартам оценки <1>. Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. N 1558-р в деятельности указанной организации в качестве институционального члена с 2012 года участвует Минэкономразвития России.

--------------------------------

<1> Международный совет по стандартам оценки (International Valuation Standards Council, МССО) - организация, зарегистрированная в 2008 году с целью разработки Международных стандартов оценки (МССО) и обеспечения международной координации процессов стандартизации оценочной деятельности. В состав МССО входит 74 члена из 54 стран. СМСО входит в группу негосударственных организаций, устанавливающих международные стандарты, направленные на укрепление глобальных финансовых рынков.

Следует отметить, что международные стандарты оценки, разработанные Международным советом по стандартам оценки (далее - международные стандарты оценки), не являются нормативными правовыми актами, а их применение государствами - членами Совета по международным стандартам оценки основано на принципе добровольности. Международные стандарты оценки приняты в качестве внутренних (национальных) стандартов многих стран.

За период 2006 - 2013 годов с учетом международных стандартов оценки разработано 6 федеральных стандартов оценки, 4 из которых регулируют вопросы осуществления оценочной деятельности. Саморегулируемыми организациями оценщиков утверждено более 70 стандартов и правил в части методологии оценки и профессиональной этики. Однако их состав и качество, включая наличие норм, разработанных в развитие федеральных стандартов оценки, а не дублирующих их, степень актуализации с учетом изменений в том числе международной практики не в полной мере отвечают требованиям современного этапа развития оценочной деятельности.

Несовершенство результатов разработки и применения стандартов оценки во многом вызвано функциональными сбоями органов негосударственного регулирования при реализации переданных им в рамках административной реформы задач по стандартизации (установлению стандартов и правил), контролю (обеспечению соблюдения установленных правил), гарантированию ответственности своих членов перед третьими лицами, обеспечению комфортных условий для потребителей и сокращению транзакционных издержек в регулируемой сфере.

С учетом указанного основные проблемы, характеризующие сферу стандартизации оценочной деятельности, проявляются в:

отсутствии федеральных стандартов оценки различных видов объектов оценки и оценки для различных целей <1>;

--------------------------------

<1> Так, в частности, к настоящему времени утверждено четыре федеральных стандарта оценки, регулирующих методологию оценочной деятельности, в сравнении с одиннадцатью стандартами в системе международных стандартов оценки. Программа разработки федеральных стандартов оценки, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2011 г. N 260, выполнена на 30 процентов.

отсутствии единообразного подхода к формированию системы стандартов и правил саморегулируемых организаций;

расхождении российских стандартов с международными стандартами оценки <1>;

--------------------------------

<1> Так, например, перечень видов стоимости, предусмотренный федеральными стандартами оценки, не соответствует международным стандартам оценки (в частности, отсутствуют понятия справедливой и специальной стоимости).

формальном подходе саморегулируемых организаций к разработке стандартов и правил осуществления оценочной деятельности, а также контролю за выполнением установленных требований.

Особенности текущего состояния рынка оценочных услуг не позволяют обеспечить в полной мере надлежащее качество и надежность результатов оценочной деятельности, в связи с чем необходимо определить принципы, цели, задачи и направления развития системы стандартов оценки на среднесрочный период.