3. Оптимизация порядка межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении услуг

3. Оптимизация порядка межведомственного информационного

взаимодействия при предоставлении услуг

Анализ практики межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении услуг (далее - межведомственное взаимодействие) позволил выявить наличие следующих проблем.

Во-первых, порядок проектирования, согласования и осуществления межведомственного взаимодействия на федеральном уровне и между федеральными и региональными (муниципальными) органами отличается. Не урегулировано надлежащим образом участие в межведомственном взаимодействии подведомственных органам государственной власти организаций, кредитных организаций, нотариусов и иных контрагентов, не являющихся органами государственной власти или органами местного самоуправления. Регулирование ограничивается утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем документов (сведений), обмен которыми между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями, Центральным банком Российской Федерации и государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - система межведомственного взаимодействия) без регламентации процедур проектирования, согласования и осуществления межведомственного взаимодействия.

Во-вторых, поддержание актуальности закрепленных в технологических картах межведомственного взаимодействия регламентов обмена требует от взаимодействующих сторон значительных организационных и временных ресурсов и на практике зачастую не обеспечивается, а обмены осуществляются без должной правовой основы на базе фактически реализованных сервисов системы межведомственного взаимодействия.

В-третьих, не установлены специальные требования к мерам по защите персональных данных, отсутствует утвержденный регламент проверки полномочий контрагентов на доступ и оснований для отказа в предоставлении доступа к запрашиваемым сведениям, что становится критичным при расширении круга участников межведомственного взаимодействия.

Должен быть сформирован унифицированный для всех участников порядок проектирования, согласования и осуществления межведомственного взаимодействия. Необходимо перейти от согласования взаимодействия между парами взаимодействующих органов (организаций), предоставляющих услуги, к согласованию и учету порядка доступа любых органов (организаций) к конкретным документам, находящимся в распоряжении иных органов (организаций). Для учета указанных документов необходимо создать реестр межведомственных документов в составе Федерального реестра услуг. Неотъемлемой частью согласованного сценария взаимодействия должны стать составы передаваемых сведений, а также правовые основания взаимодействия. Составы передаваемых сведений также подлежат внесению в реестр межведомственных документов.

Необходимо создать информационную систему ведения реестра межведомственных документов (модуль в составе Федерального реестра услуг) и обеспечить ее взаимодействие с информационными системами, содержащими документы и сведения, необходимые для организации межведомственного взаимодействия (система межведомственного взаимодействия, Единая система идентификации и аутентификации, Единая система нормативно-справочной информации), а также утвердить необходимые нормативные правовые акты.

Отдельной задачей является сокращение перечня документов, обязательных для представления заявителем при обращении за предоставлением услуг. В первую очередь необходимо реализовать меры по формированию единых информационных ресурсов, содержащих документы (записи), выдаваемые управлениями ЗАГС (органы записи актов гражданского состояния), сведения о регистрации по месту жительства и пребывания (Министерство внутренних дел Российской Федерации), а также документы о высшем образовании (Министерство образования и науки Российской Федерации), что позволит органам (организациям), предоставляющим услуги, получать их по каналам межведомственного взаимодействия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2017 N 1245)

(см. текст в предыдущей редакции)