Решение Верховного Суда РФ от 25.06.2014 N ВКГПИ14-30 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным подпункта "б" пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 июня 2014 г. N ВКГПИ14-30

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Жудро К.С.,

при секретаре Р.,

с участием представителей Министерства обороны Российской Федерации С.Е., П.В. и представителей Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации С.М., С.Е., представляющих в порядке передоверия Правительство Российской Федерации, и старшего военного прокурора 4 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Р. о признании незаконным подпункта "б" пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142,

установил:

П.Р. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанной правовой нормы недействующей ввиду ее противоречия частям 8 и 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Заявитель утверждает, что оспариваемая часть нормативного правового акта нарушает ее право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 данного Федерального закона, как вдовы гражданина, чья смерть наступила в результате военной травмы, поскольку обязывает для назначения этой выплаты представить заключение военно-врачебной комиссии, которая не признает причину смерти мужа военной травмой.

О времени и месте судебного заседания заявитель извещена надлежащим образом и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Минобороны России С.Е., возражая против доводов П.Р., пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий, опубликован в установленном порядке, не противоречит нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.

Представители Минтруда России С.М. и С.Е. также полагают, что постановление от 22 февраля 2012 г. N 142 издано Правительством Российской Федерации с надлежащим соблюдением его компетенции и согласуется с действующим законодательством. Члены семей инвалидов, смерть которых связана с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, по их мнению, не входят в круг лиц, на которых распространены меры социальной поддержки, установленные частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Их права и интересы защищены иным законодательством.

Исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Шишова О.С., полагавшего необходимым в требованиях заявителя отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление П.Р. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).

Согласно части 17 статьи 3 того же Федерального закона порядок финансирования и осуществления выплаты, установленной частью 9 указанной статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 22 февраля 2012 г. N 142 утвердило Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" член семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, подает в уполномоченный орган по месту жительства наряду с иными документами копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы.

Данное постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. N 10, ст. 1230, и в Российской газете от 6 марта 2012 г., N 48, что соответствует положениям пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан высшим органом исполнительной власти Российской Федерации в пределах делегированных ему федеральным законодателем полномочий и опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке.

Термин "военная травма" использован в части 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в соответствии с его правовым содержанием, указанным в части 8 той же статьи, в целях устранения неоднократного повторения всех перечисленных там обстоятельств, с которыми связывается право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, на установленные этим же законом единовременное пособие и денежную компенсацию.

Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

То есть термин "военная травма" в рамках данного Федерального закона применен в качестве юридико-технического сокращения, без конкретизации заболеваний, причин их возникновения, а также обязанностей военной службы, при которых получены эти заболевания, позволяющих признать их военной травмой.

Согласно статье 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с прохождением военной службы проводится военно-врачебная экспертиза. Положение об этой экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение), в подпункте "а" пункта 94 которого перечислены и конкретизированы обстоятельства, при которых увечья и заболевания признаются "военной травмой". Эта конкретизация не противоречит правовому смыслу термина "военная тайна", содержащемуся в Федеральном законе "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Заключение военно-врачебной комиссии о том, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, то есть при обстоятельствах, указанных в подпункте "а" пункта 94 Положения, является в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил основанием для назначения членам семьи этого лица ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Что касается заболевания, полученного в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, то оно не подпадает под перечень заболеваний, перечисленных в подпункте "а" пункта 94 Положения, и не признается военной травмой, а согласно подпункту "в" пункта 94 Положения квалифицируется как "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС". Именно такое заключение дано военно-врачебной комиссией о причине смерти мужа П.Р.

Специальный характер нормы, содержащейся в подпункте "в" пункта 94 Положения, имеет целью реализацию прав граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, и членов их семей, которые гарантированы Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. N АКПИ13-1150, которым отказано в удовлетворении заявления П.Р. о признании подпункта "в" пункта 94 Положения противоречащим части 8 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца, установленную Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как следует из заявления П.Р., ею реализовано.

Таким образом, содержащееся в подпункте "б" пункта 4 Правил положение, в соответствии с которым право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", имеют члены семьи умершего военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, смерть которого наступила вследствие военной травмы, подтвержденной заключением военно-врачебной комиссии, не противоречит частям 8 и 9 статьи 3 указанного Федерального закона и не нарушает права заявителя на получение мер социальной поддержки по случаю потери кормильца.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

В удовлетворении заявления П.Р. о признании незаконным подпункта "б" пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

К.С.ЖУДРО