Главная Правовые ресурсы Документы "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (разработан Минэкономразвития России)

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (разработан Минэкономразвития России)

    Развитие физической культуры, спорта,    0,3      0,3    0,3     0,3
   туризма и молодежная политика <**>
 Развитие человеческого капитала             8,3      8,0    7,8     7,6
    Развитие здравоохранения <**>            3,4      3,4    3,3     3,3
    Развитие образования <**>                4,0      3,8    3,7     3,5
    Развитие культуры <**>                   0,7      0,6    0,6     0,6
    Развитие рынка труда                     0,2      0,2    0,2     0,2
 Развитие отраслей и модернизация            5,7      5,6    5,3     5,2
 экономики <**>
    Жилищно-коммунальная политика            1,3      1,3    1,2     1,1
    Транспортная инфраструктура              2,5      2,5    2,5     2,4
    Развитие отраслей экономики и            1,9      1,8    1,7     1,6
   инфраструктуры
 Наука и инновационное развитие <*>          1,0      1,0    1,0     0,8
 Обеспечение обороны и безопасности <**>     6,1      6,2    6,6     6,4
    Обеспечение общественной безопасности    3,1      2,9    2,8     2,6
   и защита населения
    Обеспечение национальной безопасности    3,0      3,3    3,7     3,8
 Эффективное государство <**>                2,8      2,8    2,7     2,7
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> С учетом расходов на науку в сфере обеспечения обороны и безопасности.

<**> Без учета расходов на науку и инновационное развитие.

Предполагается, что общий объем расходов бюджетной системы в среднесрочной перспективе будет незначительно снижаться с 36,5% ВВП в 2012 году до 36,1% ВВП в 2016 году, что обусловлено применением бюджетного правила.

Расходы бюджетной системы на социальную политику и пенсионное обеспечение сохраняются примерно на одном уровне в течение всего прогнозного периода (около 12,5 - 12,9% ВВП), что обусловлено необходимостью выполнения взятых Правительством Российской Федерации публичных нормативных обязательств, обеспечением сбалансированности внебюджетных фондов, а также обязательствами по выплате пенсий и пособий.

Расходы на развитие человеческого капитала снижаются в среднесрочной перспективе на 0,7% ВВП по сравнению с уровнем 2013 года, что в основном обусловлено существенным сокращением в номинальном выражении финансирования расходов на образование и здравоохранение на федеральном уровне. При этом финансирование дополнительных расходов, направляемых на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., обеспечивается в основном за счет мер по повышению эффективности и оптимизации расходов.

Расходы на развитие отраслей и модернизацию экономики снижаются на 0,6% ВВП по сравнению с объемом расходов в 2013 году. Данное снижение обусловлено сокращением расходов, направляемых на развитие отраслей и транспортной инфраструктуры (-0,2 п.п.) и ЖКХ (-0,3 п. пункта).

Расходы на науку и инновационное развитие сокращаются с 1,1% ВВП до 0,9% ВВП. Данное сокращение обусловлено снижением в номинальном выражении расходов федерального бюджета на фундаментальные исследования и прикладные научные исследования.

Расходы на оборону и безопасность к 2016 году вырастут с 6% ВВП в 2013 году до 6,4% ВВП в 2016 году. Данные расходы рассчитаны исходя из необходимости реализации принятой Президентом Российской Федерации Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы. Вместе с тем бюджетные расходы на оборону и безопасность уменьшены за счет использования в 2014 - 2016 гг. кредитных ресурсов на финансирование мероприятий вышеуказанной программы. Вместе с тем в части денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в 2014 году не предусмотрена индексация на темп роста инфляции, что вызвано необходимостью обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочный период. Однако после 2014 года предусматривается индексация денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на инфляцию с 1 октября ежегодно.

Расходы на создание эффективного государства в среднесрочный период также будут сохраняться примерно на одинаковом уровне 2,6 - 2,7% ВВП. Данные расходы в основном включают расходы на содержание госаппарата, расходы на оплату труда госслужащих, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации, содержание судебной системы, обеспечение международных обязательств.

Вышеописанная динамика расходов приведет к снижению доли инвестиционных расходов в общем объеме расходов бюджетной системы. Данное снижение в основном обусловлено динамикой инвестиционных расходов федерального бюджета. При этом темпы роста расходов бюджетной системы на потребление на протяжении всего прогнозного периода также останутся положительными.

Государственный долг Российской Федерации по данному варианту будет увеличиваться и к концу 2016 года составит около 16 - 17% ВВП.

Кроме того, в период 2013 - 2016 гг. планируется пополнение Резервного фонда за счет средств нефтегазовых доходов, однако в 2015 году возможно незначительное расходование средств фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета.

Таким образом, совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния к 2016 году составит 7,1 - 7,4% ВВП.

2.4. Факторы экономического роста

В 2000-е годы динамичный рост российской экономики со среднегодовым темпом около 7% более чем наполовину определялся эффектом улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, ростом добычи и экспорта углеводородов и сырья, а также реализацией общих преимуществ догоняющего развития (около 4 п.п. прироста ВВП в год). Вклад накопления капитала и увеличения занятости добавлял к росту ВВП еще около 2,5 п. пункта. Инновационная компонента развития оценивалась в 0,5 процентных пункта.

После кризиса 2008 - 2009 гг. и особенно после завершения восстановительного периода наступила новая фаза развития российской экономики, когда структура движущих сил роста кардинально меняется. Большинство факторов роста, которые определяли восстановительный подъем в 2010 - 2011 годах, к 2012 году, по мере того как объем экономики достиг предкризисных значений, оказались исчерпанными. Это относится и к восстановлению сократившихся в период кризиса запасов, и к возможностям наращивать выпуск за счет загрузки имеющихся производственных мощностей и роста занятости. С середины 2012 года сдерживающее влияние на экономический рост в России оказывает внешнеэкономический фактор. Годовой индекс цен на нефть не превышает 100%, начиная с 2013 г., и эта тенденция сохранится в ближайшей перспективе. Динамика внешнего спроса на отечественную продукцию с 2011 года также находится в подавленном состоянии и в ближайшие годы не преодолеет 2%-ный темп роста, а его вклад в темп прироста ВВП снизится в 2014 - 2016 годах до 0,3 - 0,4 п. пунктов, т.е. сократится примерно в 4 - 5 раз по сравнению с докризисными значениями. Ограничения со стороны факторов производства резко снизили возможности использования традиционных факторов поддержки экономического роста. Относительно высокие (по сравнению с двумя первыми посткризисными годами) цены на нефть в значительно меньшей степени трансформируются в экономический рост, а нефтяные доходы в большей степени становятся источником оттока капитала. В результате, вклад этого фактора в темп прироста ВВП в 2014 - 2016 годах не превысит 0,3 п.п., т.е. снизится более чем в 5 раз по сравнению с докризисными значениями.

Основными факторами экономического роста в предстоящие годы будут выступать повышение конкурентоспособности отечественной продукции, импортозамещение, а также повышение инвестиционной активности экономики, преодоление существующих ограничений для расширения инвестиционной деятельности и развития малого бизнеса. Включение этих факторов предполагает быстрое улучшение производственной и транспортной инфраструктуры и создание благоприятных условий для частного инвестирования и привлечения капитала. Основной вариант прогноза предполагает заметное улучшение бизнес-среды, благодаря чему инвестиции становятся одним из основных драйверов роста. Предполагается, что темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников в 2015 - 2016 годах достигнут уровня 105,6 - 106,0%. Вариант предполагает создание условий для возврата тенденций притока капитала в 2014 - 2016 годах, роста кредитования инновационных и перспективных проектов, даже при сохранении жестких условий на мировых финансовых рынках. Норма накопления основного капитала повысится с 21,7% ВВП в 2012 году до 23,2% в 2016 году, что заметно превысит докризисный уровень, но еще недостаточно для масштабной модернизации экономики.

Вклад роста основного капитала в темп прироста ВВП в 2015 - 2016 годах повысится до 1,5 - 1,9 п.п., в т.ч. вклад частного капитала - до 1,4 - 1,7 п.п., при этом вклад инвестиций в расширение экспорта составит 0,2 - 0,3 п. пунктов прироста ВВП. Важным фактором ускорения экономического роста в среднесрочной и особенно в долгосрочной перспективе выступает увеличение вложений в человеческий капитал, т.е. развитие образования, здравоохранения и науки, а также реализация государственных программ, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности отечественного производства, и особенно развитие высокотехнологичных видов производств. Совокупный вклад фактора роста эффективности экономики в темп прироста ВВП в этом варианте повышается за этот период с 0,7 п.п. до 0,9 п. пункта. Таким образом, несмотря на усиление экономических ограничений, рост ВВП может ускориться с 1,8% в 2013 году до 3,0 - 3,3% в 2014 - 2016 годах.

Вместе с тем основное влияние инновационных факторов роста следует ожидать после 2016 года.

Вклады основных факторов, включая финансирования инновационных секторов и инфраструктурной сферы в соответствии с базовым вариантом развития и финансирования из бюджетной системы, показаны в таблице.

Вклады финансирования основных секторов и государственных

программ по базовому варианту

(темп прироста ВВП, в п.п.)

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2014 - 2016 годы

Среднегодовой темп прироста ВВП

1,8

3,0

3,1

3,3

3,1

в т.ч. за счет факторов:

рост частных инвестиций в расширение производства и экспорта

0,8

1,2

1,4

1,7

1,5

в т.ч. в рост экспорта

0,0

0,3

0,2

0,3

0,3

человеческий капитал (БС)

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

образование

0,27

0,24

0,21

0,19

0,2

здравоохранение

0,20

0,20

0,20

0,22

0,2

инвестиции в транспортную инфраструктуру (БС)

0,26

0,30

0,26

0,23

0,3

высокотехнологичные отрасли и наука

0,55

0,60

0,45

0,46

0,5

развитие высокотехнологичных отраслей (ГП)

0,28

0,31

0,31

0,33

0,3

научные исследования и разработки (БС)

0,27

0,30

0,15

0,13

0,2

обороноспособность и безопасность

0,09

0,10

0,11

0,12

0,1

пересечение факторов

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

другие факторы роста

-0,1

0,6

0,6

0,6

0,6

Вместе с тем, существует дополнительная потребность финансирования ключевых расходов, которые могут стимулировать долгосрочный рост. Эта потребность в основном заявлена в рамках дополнительных расходов по госпрограммам и оценивается в период 2014 - 2016 гг. в размере 1,1 - 1,2% ВВП. За счет улучшения общей инфраструктуры и расходов на высокотехнологические сектора и машиностроение экономический рост может увеличиться в 2015 - 2016 годах на 0,3 - 0,4 п. пункта. При этом, принимая во внимание долгосрочную отдачу от расходов на человеческий капитал и науку, основной эффект будет наблюдаться за прогнозным периодом. В то же время финансирование этих дополнительных расходов не может быть осуществлено в рамках бюджетных правил.

Формирование спроса

В 2013 году замедление экономического роста полностью связано с замедлением внутреннего спроса, прирост которого сократился до 2,5 против 9,1% в 2011 году и 5,3% в 2012 году. Резкое замедление продемонстрировали и потребительские и инвестиционные расходы, полностью иссяк цикл посткризисного накопления запасов. Динамика валового накопления была основным двигателем посткризисного роста и обеспечивала в 2010 - 2011 годах более 5 п.п. роста ВВП. В 2012 году вклад в рост этой компоненты снизился до 1,7 п.п., ожидается, что в 2013 году вклад составит только 0,5 п. пункта. Основным драйвером роста второй год подряд остаются потребительские расходы домашних хозяйств. При этом если в прошлом году они обеспечивали прирост ВВП на 3,3 п.п., то в 2013 году ожидается, что это значение снизится до 1,7 п. пункта.

В то же время на фоне снижения внутреннего спроса сильно ослабевает негативный вклад в рост ВВП чистого экспорта. Если в 2011 году динамика чистого экспорта замедляла экономический рост на 4,2 п.п., в 2012 году на 1,6 п.п., то 2013 году этот вклад, по оценке, снизится до 0,5 п. пункта. При невысоком потенциале наращивания экспортных поставок, связанном с низким внешним спросом и производственными ограничениями экспорта нефти, снижение негативного вклада внешней торговли обеспечивается резким замедлением роста импорта товаров до 1,2 процента.

Структура используемого ВВП, %

2011 год

2012 год

2013 год

Прогноз

2014 год

2015 год

2016 год

ВВП используемый

100

100

100

100

100

100

Расходы на конечное потребление

66,4

67,1

68,9

69,5

69,9

70,0

Домашних хозяйств

48,1

48,2

49,6

49,9

49,9

49,9

Государственного управления

17,8

18,4

18,9

19,2

19,6

19,7

Валовое накопление

25,2

25,7

25,8

26,0

26,4

26,9

Справка о документе
Оглавление
В коммерческой версии системы КонсультантПлюс - дополнительная информация к документу (разъяснения, комментарии, судебная практика и пр.):
  - к статье
  - ко всему документу.
На сайте возможность недоступна.