См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Оптовый рынок

В прогнозный период Правительством Российской Федерации будут приняты меры по ограничению темпов роста конечной цены на электроэнергию для потребителей во всех организациях электроэнергетики.

Снижение предельных параметров роста цен на газ для всех категорий потребителей кроме населения на период 2014 - 2016 годов наряду с другими мерами приведет к более низкому темпу роста цен на электроэнергию на оптовом рынке в указанный период по сравнению с темпами, определенными в сценарных условиях.

Одним из основных факторов, влияющих на ценообразование на свободном рынке электроэнергии, является уровень тарифов на газ. Сохранение тарифов на газ для промышленных потребителей в 2014 году на уровне второго полугодия 2013 года должно привести к значительному замедлению темпа роста цен на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Снижение прироста стоимости от реализации данной меры в 2014 году составит 44 - 45 млрд. рублей для конечных потребителей электроэнергии (около 1,8% конечной цены).

Для ограничения роста цен на оптовом рынке электроэнергии предлагается дополнительно рассмотреть следующие меры.

1. Отмена индексации цен на мощность, цен (тарифов) по регулируемым договорам по поставке электроэнергии и мощности (РД) в 2014 году, а также снижение предельных максимальных уровней цен на мощность до уровня 2013 года. Реализация данных мер позволит снизить прирост стоимости электроэнергии (мощности) на оптовом рынке в 2014 году оценочно на 21 - 25 млрд. рублей.

2. Кроме того, предлагается провести технологические мероприятия по выводу старых неэффективных мощностей и снижению коэффициента резервирования на рынке мощности. Снижение прироста стоимости от данных мер для конечных потребителей оценочно должно составить до 5 млрд. рублей.

Вместе с тем необходимым условием минимизации темпов роста цен на оптовом рынке является стабилизация объемов выработки АЭС (которая может в 2014 году сократиться на 8% и восстановится в 2015 году).

Темпы роста цен в первой и второй ценовых зонах могут различаться. Замораживание тарифов на железнодорожные перевозки в регулируемом секторе в 2014 году должно снизить прирост затрат на топливо (уголь, мазут), за счет чего понизится темп роста цен на оптовом рынке электроэнергии и мощности преимущественно во второй ценовой зоне (Сибирь), а также в неценовых зонах Дальневосточного региона. При условии контроля ФАС России за ценообразованием на топливо, и прежде всего угля, в Сибирском федеральном округе, учитывая локальный монополизм поставщиков угля в данном регионе, снижение прироста стоимости электроэнергии для конечных потребителей может достигнуть 3 млрд. рублей.

Рост цен на оптовом рынке электрической энергии, опережающий темп инфляции, будет обусловлен вводом новых мощностей, которые оплачиваются по договорам предоставления мощности. Существует риск, что рассмотренные меры не смогут ограничить рост цен на оптовом рынке в пределах целевого ориентира, что потребует дополнительных решений.