Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.2.1. Оценка скрытой деятельности

Неукоснительное соблюдение органами государственной статистики положений статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" об обеспечении конфиденциальности первичных статистических данных, предоставляемых респондентами, использование этих данных исключительно в целях получения сводной статистической информации и размещение ее в открытом доступе только в агрегированном виде способствует росту доверия органам государственной статистики со стороны респондентов, отражению ими в формах федерального статистического наблюдения более полных сведений и таким образом сокращению размеров скрытой деятельности.

Однако анализ получаемых статистических данных об объеме платных услуг населению, проверка их с помощью имеющихся в распоряжении органов государственной статистики приемов свидетельствует, что в ряде случаев продолжает иметь место предоставление респондентами сведений, не отражающих истинные размеры оказанных ими населению платных услуг.

Выявить размер сокрытия на микроуровне в отсутствие такого инструмента, как проверки специалистами органов государственной статистики правильности занесения респондентами сведений в отчет на основе их сверки с данными первичного учета, весьма проблематично.

В этих условиях единственной возможностью для определения объемов сокрытия платных услуг населению является их расчет на основе привлечения косвенных данных из различных источников, включая административные, распространения сложившихся по сопряженным показателям тенденций и соотношений на искомый показатель, а также использование приемов сравнительного анализа, экстраполяции, моделирования, экспертной оценки и т.п. Естественно, что такой подход предполагает некоторые условности и допуски.

Понятие "объем сокрытия платных услуг населению" (Осд) представляет собой разницу между фактическим объемом платных услуг населению (т.е. в действительности оказанных и оплаченных услуг) и их объемом, включенным респондентами в статистическую отчетность.

Расчет объема сокрытия платных услуг населению производится отдельно по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в ежегодном режиме по следующей формуле:

00000132.wmz, где [19]

00000133.wmz - объем сокрытия платных услуг населению по i-тому типу хозяйствующих субъектов;

00000134.wmz - объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу i-того типа хозяйствующих субъектов;

00000135.wmz - коэффициент сокрытия по i-тому типу хозяйствующих субъектов;

00000136.wmz - тип хозяйствующих субъектов: индивидуальные предприниматели (i = 1), юридические лица (00000137.wmz = 2).

При расчете объема сокрытия по индивидуальным предпринимателям объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу равен Оип, при расчете по юридическим лицам - сумме Окс/мел + Омал + Омк.

Коэффициент сокрытия объемов платных услуг населению по i-тому типу хозяйствующих субъектов (00000138.wmz) рассчитывается по следующей формуле:

00000139.wmz, где [20]

00000140.wmz - доля респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений;

00000141.wmz - средний уровень занижения данных респондентами, допускающими отражение в статистической отчетности неполных сведений по j-тому виду платных услуг населению;

j - вид платных услуг населению.

Для расчета доли респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений (00000142.wmz), следует воспользоваться данными по форме N 1-ККТ "Сведения о результатах контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники", размещенными на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.nalog.ru) в разделе "Выбор сайта УФНС" в рубрике "Статистика".

Раздел I этой формы содержит, в частности, следующие показатели:

единиц

Показатель

Код строки

Индивидуальные предприниматели

Организации

Количество проведенных проверок

1050

Количество проверок, по которым установлены нарушения

1060

в том числе:

неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ)

1070

нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ)

1080

Использование этих данных для расчета 00000143.wmz осуществляется с допуском, что если у какой-то части хозяйствующих субъектов в ходе проводимых органами ФНС России проверок по применению контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) были установлены факты неприменения ККТ (код строки 1070) и/или нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций (код строки 1080), то такова же в пропорции и доля респондентов, указывающих в статистической отчетности неполные сведения.

Однако прежде, чем эти данные включать в расчеты 00000144.wmz, следует скорректировать их с целью исключения повторного счета, т.к. у одного и того же хозяйствующего субъекта при проверке могут быть выявлены оба этих нарушения (поэтому данные по сумме кодов 1070, 1080 могут превышать данные по коду 1060).

Корректировка производится путем уменьшения данных по каждому из этих трех кодов на приходящуюся на него долю разницы между их суммой и кодом 1060.

Пример:

Показатель

Код строки в ф. 1-ККТ

Количество проверок, единиц

Доля в сумме кодов 1070 и 1080

Распределение разницы по кодам, единиц

Скорректированное количество проверок, единиц

Искомая доля (Дс)

1

2

3

4

5 = гр. 4 x 98

6 = гр. 3 - гр. 5

00000145.wmz

Количество проведенных проверок

1050

50007

x

x

x

x

Количество проверок, по которым установлены нарушения

1060

30782

x

x

x

x

в том числе:

неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ)

1070

26412

0,855

84

26328

x

нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ)

1080

4468

0,145

14

4454

x

Сумма кодов 1070 и 1080

30880

1

98

30782

0,616

Разница между суммой кодов 1070 и 1080 и кодом 1060

98

x

x

x

x

Поскольку форма N 1-ККТ разрабатывается налоговыми органами в целом без распределения проверок по видам экономической деятельности, которыми занимаются проверяемые хозяйствующие субъекты, то условно принимается, что доля респондентов, не показывающих в статотчетности полные сведения, одинакова по всем видам услуг.

Средний уровень занижения респондентами-нарушителями сведений в статистической отчетности (00000146.wmz) - это среднее соотношение объемов сокрытия и объемов, включенных ими в статистическую отчетность. Измеряется в долях единицы, но при этом может быть и больше единицы, если сокрытие превышает объемы, показанные в статотчетности.

Как указывалось выше, на микроуровне установить уровень сокрытия затруднительно. Поэтому следует использовать косвенные данные.

Общеизвестно, что причина сокрытия объемов деятельности в умышленном занижении налогооблагаемой базы в целях ухода от налогов и получения более высокой прибыли. Исходя из этого, логично предположить, что уровень сокрытия объемов деятельности коррелирует со скрытой оплатой труда, средства для которой и образуются за счет этого.

На макроуровне в целом по экономике производится оценка балансовым методом оплаты труда наемных работников с учетом скрытой оплаты труда и смешанных доходов. В целом по России в 2010 г. фактическая оплата труда превышала официальную на 39,6%. Исходя из этого, средний уровень занижения респондентами сведений в статистической отчетности в целом по экономике можно оценить в 0,396.

Однако использование этого соотношения может служить лишь общим ориентиром при определении среднего уровня занижения сведений об объеме платных услуг населению в статотчетности, т.к. оно не учитывает ни территориальные различия, ни особенности видов деятельности по оказанию разных видов услуг.

Для учета этих различий и особенностей в расчеты следует включить данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников предприятий, которые разрабатываются в разрезе субъектов Российской Федерации, видов экономической деятельности и категорий хозяйствующих субъектов.

При этом исходя из предположения, что на предприятиях, занимающихся производством одних и тех же видов услуг, уровень оплаты труда работников примерно одинаков, независимо от категории, к которой относится предприятие (среднее или малое), а также что вероятность сокрытия объемов деятельности наиболее высока в сфере малого бизнеса, условно принимается, что разница в данных о среднемесячной начисленной заработной плате работников по кругу средних предприятий и по кругу малых (без учета микропредприятий), в пропорции, соответствует среднему уровню занижения респондентами-нарушителями сведений по соответствующему виду услуг в статистической отчетности (00000147.wmz).

Формирование официальной статистической информации о среднемесячной начисленной заработной плате работников предприятий осуществляется на основе федерального статистического наблюдения по формам N П-4 (месячная) "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства), N 1-Т (годовая) "Сведения о численности и заработной плате работников" (предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, не предоставляющие форму N П-4), N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

Учитывая, что показатель среднемесячной начисленной заработной платы работников предприятий является относительным и на его основе будет рассчитываться также относительный показатель (соотношение), при выборе видов экономической деятельности по ОКВЭД, соответствующих выделяемым в статотчетности по платным услугам населению видам услуг, необязательно их полное совпадение по содержанию, достаточно использовать группировки ОКВЭД на уровне трех знаков (подклассы). Примерный перечень подклассов приводится в таблице N 10. При этом специалист ТОГС, осуществляющий расчеты объема сокрытия платных услуг населению, вправе произвести замену предложенного в таблице подкласса на другой подкласс, который также относится к данному виду услуг, с учетом специфики региона.

Расчет 00000148.wmz производится по следующей схеме: