См. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

2.2. Акцизное налогообложение

На 2013 и 2014 годы ставки акциза, за исключением акциза на нефтепродукты, были сохранены в размерах, зафиксированных в Кодексе годом ранее.

В настоящее время ставки акциза на нефтепродукты дифференцированы по принципу снижения ставок акциза по мере повышения класса автомобильного бензина и дизельного топлива. При этом в 2010 году предусматривалось повышение ставок акциза на все классы автомобильного бензина и дизельного топлива путем поэтапного ежегодного увеличения таких ставок с 2013 по 2015 год в целях формирования доходов Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

В то же время в 2011 году в целях стимулирования производства высококачественных моторных топлив было принято решение о снижении размера ставок акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов. Такое решение оказало стимулирующее воздействие на улучшение структуры производства указанных нефтепродуктов и увеличению удельного веса автомобильного бензина и дизельного топлива 4-го и 5-го классов в общем объеме производства соответствующих топлив в Российской Федерации.

Кроме того, техническим регламентом Таможенного Союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" было установлено, что на территории Российской Федерации не допускается производство и реализация автомобильного бензина и дизельного топлива 2-го класса с 1 января 2013 года, 3-го класса - с 1 января 2015 года, 4-го класса - с 1 января 2016 года.

Во избежание недостаточного финансирования дорожных фондов, по причине ускоренного (по сравнению с ранее прогнозируемым) перехода нефтяных компаний на производство товарных топлив высоких классов, ставки акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов дополнительно проиндексированы во втором полугодии 2013 и первом полугодии 2014 года (индексация в 2013 - 2014 годах в среднем составила 6%).

С 1 июля 2013 года в целях повышения собираемости акциза на дизельное топливо, реализуемого под видом топлива печного бытового, к подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой и вторичной перегонки с температурой кипения в диапазоне 280 - 360 градусов. При этом ставка акциза на указанное топливо установлена в размере, аналогичном ставке акциза на дизельное топливо, не соответствующее классам 3 - 5.

В части акцизного налогообложения табачной продукции Минфин России в рамках совместного проекта с группой "Экономика борьбы против табака" Всемирной организации здравоохранения приступил к оценке возможностей и экономических последствий более активного гармонизированного повышения минимальных ставок акциза на сигареты и папиросы в странах Таможенного союза и Украине. В настоящее время специально созданной экспертной группой осуществляются предварительные оценки возможности принятия решения о гармонизированном повышении ставок акциза в этих странах.

Ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов увеличены в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 30%, на слабоалкогольную продукцию - на 42%.