<Письмо> Банка России от 28.05.1997 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков"
от 28 мая 1997 г. N 457
В целях совершенствования методики банковского надзора за деятельностью банков и обеспечения лучших условий применения к ним адекватных мер надзорного реагирования все банки с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классификационных групп, а именно:
1 категория. Финансово стабильные банки
Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений.
Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности.
Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом положении.
Отнесение банков к той или иной классификационной группе производится на основании данных отчетности и другой информации за прошедший период (месяц).
Группа 1. Отсутствуют признаки проблемности. Банк выполняет все требования действующего законодательства и Банка России, включая пруденциальные нормы деятельности <*>.
--------------------------------
<*> Под пруденциальными нормами деятельности здесь и далее понимаются требования, определенные инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59, а именно: предельные величины рисков, принимаемых банками; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность банков и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение банков или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и информации при регистрации, лицензировании и расширении деятельности банков.
Группа 2. Имеются отдельные недостатки в деятельности. При этом финансовые трудности носят, главным образом, потенциальный характер, хотя могут присутствовать их отдельные материальные признаки. Непосредственная угроза интересам кредиторов и клиентов банка отсутствует.
Под материальными признаками финансовых трудностей здесь и далее понимается прежде всего ухудшение в состоянии капитала (снижение величины капитала) и ликвидности (возникновение и увеличение продолжительности неплатежей в связи с отсутствием средств на корсчетах банка).
Ко второй группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:
- невыполнение отдельных пруденциальных норм деятельности;
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от одного до трех дней <*>;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) <**> банка в размере от 5% до 10% их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала <***>;
-------------------------------
<*> Здесь и далее при определении длительности неоплаченных платежных и других расчетных документов следует брать данные о картотеках к внебалансовым счетам N N 9919 и 9920 из отчетности о неоплаченных расчетных документах из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций (ф. N 723).
Данный признак рассматривается применительно к ситуации по банку в целом. Банки, имеющие в своем составе филиалы, при наличии неоплаченных платежных и других расчетных документов и достаточности средств на корсчетах в их сводных балансах (бал./сч. N 161 с учетом операций по всем корреспондентским субсчетам) относятся к группе, предшествующей той, к которой они должны быть отнесены в соответствии с данными указаниями, исключая возможность их отнесения к 1-й группе.
<**> Здесь и далее по тексту рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1 (с учетом изменений и дополнений).
<***> При введении новой методики расчета капитала здесь и далее сравнение ведется с интерполированными величинами (6 месяцев).
- выявление недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (завышение либо занижение финансового результата, величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- поступление жалоб кредиторов и клиентов банка, жалоб на деятельность филиалов банка от территориальных управлений Банка России, отсутствие положительного аудиторского заключения, в случае, если эти жалобы и т.п. не подтверждены сведениями об испытываемых банком финансовых трудностях, вытекающими из отчетных документов и иной информации (например, о наличии просроченной задолженности по платежным и другим расчетным документам). В этих случаях для уточнения реального финансового состояния банков, а также для подтверждения достоверности представляемой ими в Банк России отчетности следует проводить комплексные или тематические инспекционные проверки их деятельности;
- неблагоприятные изменения в положении или составе участников и руководителей банка (неудовлетворительное финансовое состояние собственников банка, привлечение в оборот банка капитала сомнительного происхождения и т.п.);
- другие признаки, позволяющие судить об отдельных недостатках в деятельности банка (по результатам анализа бухгалтерской, финансовой отчетности и другой имеющейся в территориальном учреждении Банка России).
При наличии у банка двух и более приведенных выше признаков либо одновременном невыполнении нескольких пруденциальных норм, наличии иной информации, позволяющей территориальному учреждению Банка России сделать вывод о существовании серьезных проблем в деятельности банка, Главные управления (Национальные банки) Банка России вправе отнести его к менее "благополучной" группе проблемности.
Меры надзорного реагирования со стороны Банка России к банкам, отнесенным к данной группе, зависят от характера причин, вызвавших эти проблемы, и могут варьироваться от рекомендаций и предупреждений до направления предписаний об устранении указанных недостатков, взыскании штрафа.
Группа 3. Проблемы носят выраженный характер. Существует реальная угроза интересам кредиторов, клиентов и участников банка.
К третьей группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от 4 до 30 дней подряд;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка на 10% и более против их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала;
- выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- непредставление на текущую отчетную дату (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности, если аналогичные нарушения не допускались в течение последних пяти месяцев, предшествующих анализируемой дате.
Меры надзорного реагирования могут включать перечисленные выше, а также требования к банку по разработке программы финансовой стабилизации и контроля за ее выполнением, введение ограничений и / или запретов на осуществление отдельных банковских операций, запрета на открытие филиалов, направление предписаний о замене руководителей и главного бухгалтера банка, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка.
Группа 4. Проблемы приобрели наиболее острый и / или затяжной характер.
К четвертой группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корсчете свыше 30 дней подряд;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка до уровня ниже размера фактически оплаченного уставного капитала;
- повторное выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- непредставление (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности на две отчетные даты, включая анализируемую за последние шесть месяцев.
Меры надзорного реагирования в зависимости от значимости данного банка для экономики страны (региона) могут включать требование к участникам банка об изыскании реальных источников рекапитализации, о замене руководителей и / или главного бухгалтера банка, введение ограничений и / или запретов на осуществление отдельных банковских операций, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка либо направлению в Центральный банк Российской Федерации ходатайства об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
Сведения об отнесении банков к классификационным группам носят строго конфиденциальный характер и могут сообщаться только самому банку, его владельцам (Совету директоров) и Банку России.
С выходом настоящего письма утрачивает свое действие письмо Банка России от 02.04.96 N 265.
Банка России
А.В.ТУРБАНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей