Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Черная металлургия

В 2011 году черная металлургия занимала (без рудного сегмента) 1,1% в ВВП Российской Федерации и 4,1% от численности занятых в промышленности.

Доля продукции черной металлургии в общероссийском экспорте в 2011 году составила 5,1% (в том числе черные металлы 4,6% и металлоизделия из черных металлов - 0,5%). Основные поставки осуществлялись в страны дальнего зарубежья - 4,2% (3,9% и 0,3% соответственно); в импорте - 4,9% (в том числе черные металлы 2,2% и металлоизделия из черных металлов 2,7%). Основные закупки производились в странах дальнего зарубежья - 3,2% (1,2% и 2,0% соответственно).

Металлургическую промышленность России отличает высокая степень концентрации производства. В черной металлургии России сформировалось десять крупных компаний и вертикально-интегрированных корпоративных групп, которые производят около 80% среднегодового выпуска металлопроката (ООО "Евразхолдинг", ОАО "Северсталь", ОАО "НЛМК", ОАО "ММК", ОАО "Мечел", ООО УК "Металлоинвест") и около 75% стальных труб (ОАО "ТМК", ОАО "ОМК", группа компаний ЧТПЗ, ОАО "Северсталь").

На предприятиях черной металлургии (без рудного сегмента) занято 366 тыс. человек. Трудовой потенциал характеризуется дефицитом квалифицированного персонала. Уровень производительности труда российских компаний существенно ниже мировых аналогов (по стали в 4,5 - 9 раз), что продиктовано как низким качеством технологий, так и избыточностью персонала, особенно на градообразующих предприятиях. По причине технологической модернизации и аутсорсинга отмечается растущая производительность труда. С учетом фактических и прогнозных данных можно ожидать, что рост производительности труда составит 2 - 2,5 раза в 2030 году относительно 2011 года.

Российские металлургические компании полностью обеспечены отечественным сырьем. Существующий импорт железорудного сырья объясняется выгодной логистикой импортных поставок из Казахстана на ОАО "ММК".

В России традиционно потреблялось около 80% всей производимой товарной руды и железорудного концентрата, оставшиеся объемы железорудного сырья были избыточны (около 20 - 23 млн. тонн) и традиционно экспортировались. Основные направления экспорта железорудного сырья из Российской Федерации определяются географией и рыночной ситуацией. Экспортная составляющая растет, и в 2011 году экспорт руды составил 27,7 млн. т, так как основной потребитель российской железной руды и концентратов - Китай - импортировал 16,4 млн. т против 7,2 млн. т в 2010 году, в январе - августе 2012 г. снижение спроса со стороны Китая составило 8,6 процента.

За последнее десятилетие (с 2002 по 2011 год) интенсивность использования действующих месторождений возросла, использование мощностей по переработке железной руды в 2011 году достигло уровня 94 - 95,5% против 90,3% в 2002 году.

Важный аспект сырьевого обеспечения развития российской металлургии - наличие необходимых объемов легирующих материалов. От этого во многом зависит производство металлопродукции для таких отраслей, как ОПК, авиастроение, судостроение, атомное машиностроение, производство вооружений и военной техники. Таким образом, одним из приоритетных направлений развития сырьевой базы будет эффективное решение вопроса обеспеченности дефицитными видами минерального сырья для специфической подотрасли спецсталей.

Мировыми лидерами в рейтинге стран-производителей стали являются Китай, Япония, США, Индия, Россия, Южная Корея и Германия. По объемам экспорта и потребления наша страна занимает 6-ое место, по производству - 5-ое.

К конкурентным преимуществам отрасли относятся: извлекаемые запасы железорудного сырья; извлекаемые запасы коксующегося угля; близость к емким центрам потребления (формирование экспортной составляющей); рост внутреннего потребления.

По всем вышеперечисленным факторам, за исключением потенциала, связанного с ростом внутреннего потребления, где признанными лидерами даже в период кризиса оставались производители стальной продукции Китая и Индии, Россия занимает наиболее выгодные позиции. Кроме того, к конкурентным преимуществам российских производителей следует отнести высокий уровень вертикальной интеграции.

Потребление стали на душу населения за последнее десятилетие растет в развивающихся странах и странах с развивающейся экономикой, при этом в последние годы заметно снижается в некоторых развитых странах.