Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Судостроительная промышленность

Среднегодовые темпы развития производства продукции судостроительной промышленности в 2007 - 2011 гг. составляли порядка 102 - 103 процентов.

Данная тенденция обусловлена тем, что в настоящее время на судостроительную промышленность оказывает влияние ряд факторов, сдерживающих динамику развития данного сектора машиностроения, к которым в том числе относятся:

- длительный производственный цикл строительства судов (сроки поставки судов у отечественных судостроителей в 2 - 3 раза выше по сравнению с ведущими зарубежными фирмами);

- ограниченные возможности производства отдельных видов судов, в том числе с большим водоизмещением, в связи с чем перечень рыночных ниш для продукции российского производства в настоящее время значительно ограничен;

- низкий уровень технологической оснащенности и значительный износ основных производственных фондов предприятий судостроительной промышленности (в настоящее время износ основных производственных фондов составляет около 70%) и высокая трудоемкость производства;

- недостаточный уровень развития механизмов реализации выпускаемой продукции, в том числе в части лизинга и кредитования.

Предполагается, что в средне- и долгосрочной перспективе с целью нивелирования негативного влияния указанных факторов при активной государственной поддержке (на развитие судостроительной промышленности в соответствии с государственной программой "Развитие судостроения" в период 2013 - 2030 годов из федерального бюджета в настоящее время предполагается направить около 338 млрд. рублей без учета ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы") будет реализован ряд мероприятий по повышению научно-технологического потенциала данного сектора машиностроения и конкурентоспособности российской продукции, которые будут способствовать увеличению объемов производства в судостроительной промышленности в 2030 году относительно уровня 2011 года примерно в 4 раза, при этом среднегодовой темп роста производства в период до 2020 года составит порядка 115%, что будет связано со значительным увеличением объемов поставок продукции в рамках государственной программы вооружения.

Необходимо отметить, что к 2015 году объемы производства продукции судостроительной промышленности относительно уровня 2011 года увеличатся примерно на 140%, к 2020 году относительно уровня 2015 года увеличение составит порядка 40%. Таким образом, в период до 2015 года при активной государственной поддержке будет внесен значительный вклад в динамику развития данного сектора машиностроения до 2030 года.

Достижение указанных темпов роста производства продукции судостроительной промышленности будет обусловлено следующими факторами:

- увеличением объемов государственного оборонного заказа;

- расширением объемов военно-технического сотрудничества;

- реализацией проектов в области гражданского судостроения, в том числе в части строительства судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов, судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов (ожидается, что объем выпуска гражданской продукции российского судостроения в 2030 году относительно уровня 2011 года по количеству тонн водоизмещения увеличится более чем в 3,1 раза);

- реализацией мероприятий по стимулированию развития научно-технического и производственно-технологического потенциала судостроительной промышленности, в том числе в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации".

Вместе с тем в перспективе существуют риски сокращения расходов инвестиционного характера в сфере судостроения, а также негативного влияния изменения внутренней и внешней рыночной конъюнктуры вследствие завершения текущих интеграционных процессов, что в свою очередь отрицательным образом отразится на конкурентоспособности продукции российского производства и, соответственно, на динамике ее производства, в связи с чем обозначенные темпы развития судостроения в 2030 году относительно уровня 2011 года могут сократиться до 317 процентов.