Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Врезка 5. Высокоскоростной железнодорожный транспорт (ВСМ)

Высокоскоростное железнодорожное пассажирское сообщение обеспечивает скорость движения более 250 км в час по специальным выделенным железнодорожным путям. Международный опыт свидетельствует о значительном долгосрочном влиянии ВСМ на социально-экономическое развитие стран.

Обеспечивая минимальное время поездки с соответствующим сервисом, высокоскоростные магистрали становятся привлекательными для перехода на них значительной части дальних и межрегиональных перевозок. Высокоскоростное сообщение формирует у населения качественно новое восприятие доступности территории региона и страны в целом. Исследования пассажиропотоков в других странах (Франция, Испания, Германия, Китай) показывают, что строительство ВСМ стимулирует спрос на авиаперевозки и формирует новый уровень региональной мобильности местного населения и туристов, приводит к повышению уровня жизни и комплексному развитию регионов.

Строительство ВСМ приводит к высвобождению существующей железнодорожной инфраструктуры для пригородного сообщения и для грузовых перевозок, что снижает остроту потребности в расширении существующей железнодорожной инфраструктуры, включая строительство вторых и третьих путей, мостовых переходов и другие мероприятия. Развитие регулярных маршрутных перевозок контейнерных грузов, уменьшение себестоимости услуги обеспечивает реализацию транзитного потенциала территории и рост услуг транспорта (например, развитие ВСМ на восток будет способствовать разгрузке Транссибирской магистрали и развитию рынка железнодорожных контейнерных перевозок между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой). Снятие инфраструктурных ограничений будет способствовать росту промышленного производства и развитию других отраслей экономики.

При строительстве и эксплуатации ВСМ осваивается и применяется международный опыт работы новых строительных технологий, производства строительной техники и подвижного состава. ВСМ как любой крупный проект приводит к созданию новых рабочих мест на этапе строительства и на этапе эксплуатации.

В России для ВСМ рассматриваются 3 основных транспортных коридора Центр - Северо-Запад, Центр - Юг, Центр - Восток. Обсуждается ряд проектов, среди которых могут быть перечислены:

- Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург (ВСМ 2), протяженностью 1615 км, скорость до 400 км/ч;

- Казань - Самара, протяженностью 560 км, скорость до 300 км/ч;

- Омск - Новосибирск, протяженностью 630 км, скорость до 300 км/ч;

- Новосибирск - Красноярск, протяженностью 700 км, скорость до 300 км/ч;

- Москва - Санкт-Петербург (ВСЖМ 1) протяженностью 659 км, скорость до 400 км/ч;

- Москва - Воронеж - Ростов - Адлер, протяженностью 1740 км, скорость до 300 км/ч.

Реализация проектов ВСМ предполагает подготовку проектной документации, подготовку территории строительства, строительство и эксплуатацию ВСМ.

В соответствии с международным опытом проекты ВСМ осуществляются с участием государства. В России возможны механизмы предоставления прямых субсидий из федерального бюджета, предоставление заемных денежных средств на возвратной основе из средств Фонда Национального Благосостояния Российской Федерации, Пенсионного Фонда Российской Федерации, средств институтов развития и другие механизмы.

Учитывая масштабность ВСМ для развития транспорта и социально-экономического развития в целом, принятие решений о реализации тех или иных проектов потребует актуализации Транспортной стратегии, Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года и других долгосрочных документов с учетом последствий создания высокоскоростных магистралей.

Проектом ВСЖМ-1 предусмотрено строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали протяженностью 659 км (время в пути 2 ч. 30 мин. с учетом максимальной скорости движения на отдельных участках до 350 км/час) при стоимости строительства ВСЖМ-1 в размере 1260 млрд. рублей (капитальные затраты в ценах соответствующих лет). Срок начала реализации проекта - 2018 год. Пассажирооборот на данном направлении прогнозируется от 5 млрд. пасс.-км в 2018 году до 9,5 млрд. пасс.-км в 2030 году.

Стоимость первого этапа проекта ВСМ-2 протяженностью 779 км Москва - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань оценивается в размере более 790 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, планируемое время поездки по маршруту Москва - Казань сократится с 11 ч. 30 мин. до 3 ч. 30 мин. с учетом максимальной скорости движения на отдельных участках до 400 км/час. Начало реализации первого этапа проекта по строительству ВСМ-2 - 2013 - 2014 год.

Стоимость второго этапа проекта ВСМ-2 протяженностью 836 км Казань - Екатеринбург оценивается в размере более 870 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, время поездки по маршруту Казань - Екатеринбург сократится с 13 ч. 25 мин. до 3 ч. 50 мин., Москва - Екатеринбург с 25 ч. до 7 ч. 30 минут. Начало реализации второго этапа - 2018 год.

В результате реализации проектов по развитию скоростных и высокоскоростных магистралей общая их протяженность к 2030 году составит более 11,5 тыс. км, пассажиропоток скоростными и высокоскоростными поездами - более 40 млн. чел./год. Необходимый объем инвестиций в инфраструктуру для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения в сети ОАО "РЖД" оценивается в размере около 6 трлн. рублей.

В консервативном сценарии реализация указанных проектов до 2030 года не планируется. Кроме того, снижение государственной поддержки перевозок в дальнем следовании, а также пригородных пассажирских компаний может привести к стагнации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.

2) Подготовка транспортной системы к Чемпионату мира по футболу в России в 2018 году. Планируемое усиление ныне действующих линий будет способствовать росту качества транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте после 2018 года.