Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Потребление стали на душу населения

(кг/чел.)

2001 г.

2010 г.

2010/2001, %

Страны Таможенного союза

Белоруссия

62

287

462,9

Казахстан

106

158

149,1

Россия

218

298

136,7

Китай

134

445

332,1

Индия

31

56

180,6

Южная Корея

842

1122

133,3

Германия

485

500

103,1

США

401

292

72,8

Канада

539

465

86,3

Франция

305

239

78,4

Англия

253

163

64,4

За последнее десятилетие (2002 - 2011 гг.) средний темп роста производства проката черных металлов составлял около 102,5% в год (за исключением кризисных 2008 - 2009 гг. и посткризисного 2010 года - 104%) и производства стальных труб - 107,4% (108,7%), соответственно. Причем катализатором роста производства за последнее время вне кризисных лет стало развитие внутреннего потребления готового проката и стальных труб.

В долгосрочной перспективе предполагается, что развитие черной металлургии будет характеризоваться:

- вовлечением в освоение месторождений прежде всего Сибири и Дальнего Востока;

- изменением долевой структуры разливки стали и выводом неэффективного производства стали мартеновским способом к 2020 году;

- увеличением объемов производства продукции глубокой переработки, созданием новых ее видов;

- увеличением объемов производства дефицитных видов продукции; металла с покрытиями, нержавеющей стали, прогрессивных видов стального проката и литья, в том числе рельсового проката и комплектующих частей для железнодорожного подвижного состава;

- повышением качества и конкурентоспособности металлопродукции;

- импортозамещением;

- расширением внутреннего спроса на металлопродукцию;

- замещением стального проката и труб на инновационные материалы;

- снижением доли экспорта в производстве металлопроката до 30% к 2030 году;

- повышением уровня участия государства в формировании спроса (госзаказы, стимулирование развития важнейших металлопотребляющих отраслей: промышленная сборка автомобилей, судо- и авиастроение, реализация инвестиционных программ отраслей - естественных монополий).

В российской черной металлургии сформировалась структура производства, характеризующаяся значительной долей продукции промежуточных переделов и относительно невысокой (29,9% от общего производства черной металлургии в стоимостном выражении) долей продукции высоких переделов - метизов, ленты стальной, проволоки (5%), стальных труб (19,5%) и производства холоднокатаного плоского проката с защитными покрытиями (5,4%). Ожидается, что в 2020 году доля продукции высоких переделов будет составлять около 36 процентов.

Уровень использования производственных мощностей (данные за 2011 год) готового проката в черной металлургии достаточно высок и составляет 81,1% и стальных труб - 70,5 процента.

Износ оборудования в отрасли в настоящий момент не превышает 43 процента.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года и утвержденная Минэнерго России Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года обозначили спрос на продукцию металлургии по целому ряду инфраструктурных проектов. Стратегия развития автомобильной промышленности до 2020 года определила долгосрочный спрос на прокат высокого качества. Эти и другие Стратегии позволяют металлургам сформировать долгосрочное видение рынка сбыта своей продукции и обоснованно инвестировать в развитие современных производственных мощностей. Модернизация и строительство производственных мощностей на предприятиях черной металлургии осуществляется за счет собственных и заемных средств. Перспектива развития рынка позволяет предполагать, что внутренний рынок и дальше будет расти опережающими темпами.

За последнее десятилетие российская черная металлургия осуществила кардинальную реструктуризацию производства и повышение эффективности. С вводом станов 5000 на ОАО "ММК" и ОАО "Выксунский металлургический завод" удалось решить проблему дефицита широкоформатного листового проката и таким образом импортозамещения штрипсового металла для производства труб большого диаметра. Значительным событием в 2013 году станет ввод в строй универсального рельсобалочного стана на ОАО "Челябинский металлургический комбинат" (ОАО "Мечел"), позволяющего производить длинномерные рельсы мирового уровня, которые предполагается использовать в первую очередь для организации высокоскоростного движения при реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года.

Следует отметить, в указанный период проведена качественная модернизация оборудования в сегменте сварных труб большого диаметра, так как локомотивом в трубном сегменте был ТЭК, который выполнял программы строительства нефте- и газопроводов. В настоящий момент производственные мощности в трубном сегменте черной металлургии позволяют удовлетворять практически все потребности внутреннего рынка по объемам и качеству.

Крупные инвестиционные проекты, относящиеся к производству металлопроката, находятся в стадии завершения, и в дальнейшем ожидается снижение инвестиционной активности. В перспективе инвестиции будут ограничены проектами повышения эффективности, качества, экологическими и социально-значимыми проектами. Реализация крупных инвестиционных проектов в сегменте строительства трубных станов и агрегатов заложена на период до 2016 года.

К факторам снижения инвестиционной активности следует отнести:

- снижение рентабельности (по данным Росстата в 2005 - 2008 гг. уровень рентабельности производства продукции в черной металлургии составлял 23,5 - 27,1%% и был выше, чем по промышленности - 16,4 - 21,6%. В 2009 - 2012 гг. при общем снижении рентабельности производства продукции относительно докризисного уровня в черной металлургии показатель был значительно ниже, чем по промышленности в целом (в 2009 - 2011 гг. ниже на 3,9 - 8,8 п. п., за январь - сентябрь 2012 г. - на 8 п. п. или практически в 2 раза, т.е. рентабельность производства в черной металлургии составляла 7,1%, в то время как по промышленности - 15,1%. Следует отметить, что в 2010 - 2012 гг. в сегменте производства металлопроката рентабельность производства была ниже на 3,6 - 6,4 п. п., чем в сегменте производства стальных труб). При этом реальный уровень рентабельности производства металлопроката может быть выше отчетных показателей, так как учетная политика крупных металлургических компаний, имеющих в своем составе ГОКи, позволяет перераспределять часть общих затрат на те или иные дивизионы внутри холдингов);

- темпы роста цен и тарифов естественных монополий;

- низкую инвестиционную привлекательность потребляющих отраслей (отсутствие инфраструктуры, условия кредитования, администрирование, налоги).

Несмотря на проведенную модернизацию отрасли до настоящего времени (данные Росстата за 2011 год) продолжается неэффективное производство стали мартеновским способом (5,8% от общего выпуска стали), а также использование агрегатов по прокатке слитков в заготовки (около 20% от общего выпуска стали).

Согласно Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года доля разливки стали на машинах непрерывного литья заготовки к 2015 году составит 85 - 90%, к 2020 году - 97 - 99%; мартеновское производство на предприятиях черной металлургической промышленности практически ликвидируется к 2020 году, однако оно может сохраниться на неспециализированных предприятиях других отраслей, при этом доля электростали увеличится до 39 - 42% (в 2011 году составляла 30,1%).

В отрасли осуществляется реализация малых инвестиционных проектов - строительство новых электросталеплавильных цехов (мини-заводов), рассчитанных на переработку лома черных металлов, потребность в котором к 2020 году может возрасти более чем на 40% относительно современных потребностей. В связи с чем в стране возникнет дефицит металлолома, который будет иметь тенденцию к дальнейшему росту. Таким образом, дополнительным фактором, ограничивающим производство металлопродукции в прогнозный период, будет дефицит лома черных металлов.

В период 2002 - 2011 гг. при росте стоимостного экспорта черных металлов (72 группа ТН ВЭД ТС) в 3,5 раза и металлоизделий из черных металлов (73 группа ТН ВЭД ТС) в 2,8 раза, стоимостной импорт за тот же период вырос в 9 и 6,4 раза соответственно.

Импортные поставки металлопродукции за последние 5 - 8 лет, по оценкам, в среднем составляли 13 - 16% емкости внутреннего рынка (прокат и стальные трубы). В группе "черные металлы" около 90% импортных поставок традиционно составляет листовой и сортовой прокат (в 2010 году - 93,2%, в 2011 г. - 95,1%). Наличие ощутимой доли импорта вызвано низким качеством отечественной продукции и опережающим темпом роста спроса по сравнению с вводом мощностей. Однако в 2012 году отмечается снижение доли импортных поставок относительно 2011 года в основных сегментах - прокат черных металлов - до 14,2% и стальные трубы - до 9,0% соответственно. Модернизация действующих производств и строительство мини-заводов по выпуску листового и сортового проката, в том числе и мелкосортного проката строительного назначения, позволят сократить объемы импорта в среднесрочный период до 9 - 10%, при этом в случае ввода всех намеченных проектов возникнет избыток мощностей.

Экспортные поставки составляли традиционно около 50% производства проката, что обуславливало жесткую зависимость российского металлургического производства от конъюнктуры мирового рынка. Однако существенная часть экспортных поставок проката обеспечивает потребности приобретенных нашими компаниями зарубежных активов. То есть фактически являются составной частью внутренней экономики российских предприятий и позволяют диверсифицировать риски по спросу. Вместе с тем темпы развития внутреннего рынка, достаточность металла на внешнем рынке, особенно в период сохраняющейся глобальной экономической неопределенности, сокращают долю экспорта в производстве металлопроката (2012 г. - 43,6%). Таким образом, в долгосрочной перспективе можно предположить, что в силу достаточности металла на внешних рынках, ресурсных ограничений и роста спроса на внутреннем рынке экспорт металлопроката в 2030 году будет составлять порядка 30%. Предполагается, что экспорт стальных труб может определяться ростом (либо опережающим ростом) спроса мировой экономики.