Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Основными преимуществами Южного федерального округа являются:

- выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона со странами Средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона;

- наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал;

- высокая социально-экономическая привлекательность округа, которая обусловливает положительную динамику миграционных процессов в округе, вследствие чего по плотности населения Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального округов), по динамике численности населения - 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер - 1-е место;

- мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране;

- формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс, который стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края (в перспективе, после окончания работ на олимпийских объектах, его основные производственные звенья - трудоресурсное, строительное, технико-технологическое - могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа).

Вместе с тем Южный округ имеет слабо диверсифицированную отраслевую структуру экономики, сравнительно низкий уровень производительности труда в большинстве ключевых отраслей и секторов экономики, крайне низкую степень инновационной активности и незначительное присутствие в округе высокотехнологичных видов деятельности, отсутствие на территории округа лидирующих инновационно-образовательных кластеров, сохраняющееся несоответствие профессионально-квалификационного состава рабочей силы и долгосрочных приоритетов развития округа, значительные межрегиональные и межмуниципальные различия по степени экономической активности и уровню жизни населения, относительно низкий уровень энергообеспеченности территории округа, недостаточно развитую инженерную инфраструктуру округа высокая доля теневой занятости, нелегальной миграции, существенные размеры теневой экономики.

Существенным ограничением для перспективного роста округа является территориальная близость к районам с нестабильной социально-экономической ситуацией, повышенные угрозы террористической деятельности и межэтнических конфликтов.

Перспективы экономического развития Южного федерального округа <1> при реализации инновационного сценария определяются следующими факторами:

--------------------------------

<1> Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 1538р.

- формированием в округе мощного агропромышленного кластера, привлечением крупных производителей, развитие технологий, генетики и селекции, что позволит округу стать основным в Российской Федерации поставщиком на отечественный и зарубежный рынки широкого перечня сельскохозяйственной продукции (продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства);

- развитием наиболее известных оздоровительных, горнолыжных и приморских курортов с последующим распространением инфраструктурных инвестиций государства на новые курортные центры;

- увеличением пропускной способности транспортных коммуникаций для обеспечения пассажиропотоков в зоны развития туризма, прежде всего в г. Сочи в связи с предстоящей Олимпиадой, а также созданием новых транспортных коммуникаций (организация скоростного автомобильного сообщения Москва - Адлер, Ростов - Минеральные Воды - Кисловодск, Краснодар - Минеральные Воды - Кисловодск, Волгоград - Саратов, организация железнодорожного сообщения Ростов-на-Дону - Тихорецк - Армавир - Минеральные Воды - Нальчик, Туапсе - Тихорецк - Ростов-на-Дону, Туапсе - Армавир - Минеральные Воды - Нальчик), формирование новых особых туристических зон;

- модернизацией производства в машиностроении и металлургии, развитием кластеров сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения;

- диверсификацией экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в химическом комплексе, в том числе в нефтегазохимии, в производстве строительных материалов, в фармацевтике и биотехнологиях;

- реализацией проектов развития нефте- и газодобычи на Каспийском шельфе, освоением ресурсов углеводородов Черного моря;

- созданием эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, превращением округа - инновационного аутсайдера - в базовый для России ареал технико-технологического прорыва в сфере агропромышленного комплекса, энергетики, рекреации, логистики;

- интенсивным ростом сервисного сектора, базирующегося на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также на развитии финансовых и страховых услуг, созданием условий для развития кластеров финансовых, деловых и образовательных услуг, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств, в том числе информационных технологий, во взаимосвязанных агломерациях Ростова-на-Дону, Краснодара, Волгограда;

- реализацией системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов (кластеров - мультимодальных центров) в Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях, развитием перегрузочных портовых комплексов, входящих в систему международных транспортных коридоров Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

- формированием на базе крупных агломераций округа (Ростовской, Волгоградской и Краснодарской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения;

- реализацией транспортно-транзитных преимуществ округа путем формирования ряда транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения; развитием транспортной и таможенной логистики в Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях на основе использования системы международных транспортных коридоров (зон грузовых портов, авиа- и железнодорожных узлов), поддержкой интеграции транспортных систем в "Большое Средиземноморье" (Южная Европа, Ближний Восток и Северная Африка), развитием экономических связей со странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.