Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

9.2. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

В последние годы, несмотря на динамичное развитие транспортного комплекса, он все больше превращается в "узкое место" экономического роста.

Основными ограничениями наращивания объемов перевозок грузов являются: неразвитость транспортно-логистической системы; существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества (ввод автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием более чем в 2 раза уступает показателю начала 2000-х годов; недостаточное развитие экспортной транспортной инфраструктуры (морских портов, пограничных пунктов пропуска); наличие ограничений пропускной и провозной способности железнодорожных линий; высокая стоимость авиационного топлива; слаборазвитая аэропортовая сеть страны.

Вместе с тем принимаемые меры по развитию транспортного комплекса до 2030 года позволят значительно повысить качество деятельности транспортного комплекса, что будет характеризоваться соответствующими показателями и индикаторами.

Так, будут обеспечены доступность и качество транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны; будет сформирована выделенная сеть скоростных железнодорожных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей; подвижность населения возрастет до 15561 пасс.-км на 1 человека в год, что в 2,6 раза выше показателя в 2007 году; будет обеспечена постоянная круглогодичная связь сети автомобильных дорог всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования; доля населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего пользования, составит к 2030 году всего 2% (в 2010 г. - 10%); эффективная гибкая государственная тарифная политика обеспечит ценовую доступность транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами; существенно снизятся аварийность, риски и угрозы безопасности по видам транспорта. Число погибших за год в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 10 тыс. автомобилей сократится на 63%. Число авиакатастроф на 100 тыс. часов налета на регулярных перевозках снизится в 22 раза - с 0,18 до 0,008 в 2030 году (в США - 0,01); значительно уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Объем удельных выбросов 00000040.wmz на автомобильном транспорте сократится на 22%, на железнодорожном транспорте - на 51 процент.

Рассматривая общеэкономические показатели, следует отметить, что будет достигнут высокий конкурентный уровень удельных транспортных издержек в цене конечной продукции - снижение на 30% к 2030 году; коммерческая скорость продвижения партий товаров возрастет до 1100 км/сут. автомобильным транспортом в межрегиональном и международном сообщении, а железнодорожным транспортом в контейнерах - до 800 км/сут., в том числе на Транссибе - до 1700 км/сут.; срочность, ритмичность доставки товаров достигнет уровня развитых стран и позволит бизнесу снизить складские запасы для гарантированного товарного производства до 3 - 6 дней; экспорт транспортных услуг к 2030 году возрастет в 4,5 раза, с 13,2 до 58,8 млрд. долларов США. Транзитные перевозки через территорию России увеличатся с 28,7 до 84,4 млн. т; предоставление бизнесу и населению полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг обеспечит запланированные темпы роста ВВП; взаимодействие со стратегиями и программами развития смежных отраслей - поставщиков ресурсов для развития и функционирования транспорта обеспечит стимулирование интенсивного развития смежных отраслей в экономике страны.

В части общетранспортных показателей значительно повысится производительность труда на транспорте (в 2 - 4 раза). Доля времени движения товаров в пути увеличится до 16 - 20 часов в сутки (автотранспорт, междугороднее и международное сообщение); повысятся фондоотдача инфраструктуры транспорта и рентабельность; существенно уменьшится энергоемкость транспорта (на 30%); будет создана опорная сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соединяющая все административные центры субъектов Российской Федерации по дорожной сети с твердым покрытием, структура дорожной сети будет преобразована из радиальной в сетевую. На международных транспортных коридорах будет обеспечен проезд автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонн; будут созданы приоритетные конкурентные условия для национальных перевозчиков и стимулировано повышение их конкурентоспособности. Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов возрастет с 39% в 2010 году до 50% в 2030 году, а доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом вырастет с 4 до 16%. Доля судов под российским флагом в суммарном дедвейте морского транспортного флота, контролируемого Россией, возрастет с 31% в 2010 году до 40% в 2030 году; будут внедрены инновационные товаротранспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям, обеспечена оптимизация технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса. К 2030 году сроки доставки грузов в мультимодальном (смешанном) сообщении сократятся на 25% по сравнению с 2006 годом; развитие конкурентной среды, включая государственно-частное партнерство, целенаправленное формирование условий инвестирования обеспечат интенсивный рост инвестиционной привлекательности отрасли.

В целом решению поставленных задач по развитию транспортного комплекса будет способствовать реализация положений принятых федеральных законов: "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания портовых особых экономических зон), "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О концессионных соглашениях", а также утвержденных Правительством Российской Федерации типовых концессионных соглашений в сфере транспорта.

Перспективная модель финансирования транспортной отрасли предусматривает развитие различных форм государственно-частного партнерства, повышение доступности кредитных ресурсов за счет субсидирования части процентных ставок из средств федерального бюджета, стимулирование развития лизинговой деятельности, содействие в защите и страховании капитала частных инвесторов, использование транспортных облигаций.

Предполагается, что кредиты и лизинг станут играть важную роль в реализации инвестиционных программ на железнодорожном, воздушном и морском транспорте.

К 2014 году с учетом создания дорожных фондов закончится поэтапный переход на нормативный метод финансирования содержания и ремонта автомобильных дорог федерального уровня, и в последующие годы необходимо завершить этот переход и на региональном уровне.

Основные положения долгосрочного прогноза развития транспортного комплекса согласованы с утвержденными программными документами по развитию транспортного комплекса: Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года, Стратегией развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года, Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети до 2020 года, Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" и учтены в государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", которая определяет приоритеты и направления развития транспортного комплекса на долгосрочный период, а также предусматриваются в Федеральной целевой программе "Модернизация Единой системы организации воздушного движения (2009 - 2020 годы)" и в разрабатываемом проекте федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".