Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

14.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

14.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,

описание основных проблем в указанной сфере и прогноз

ее развития

В долгосрочной перспективе создание и развитие композитной отрасли обусловлено необходимостью перехода экономики на инновационный путь развития, поддержания экономического роста и роста ВВП страны за счет перерабатывающих отраслей промышленности, а также диверсификации экспортного потенциала.

Необходимый для выполнения этой задачи переход промышленных предприятий на новый технологический уклад невозможен без создания эффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства и переработки новых материалов.

Созданием таких материалов и технологий, по оценке, установившейся в мировой практике, будет определяться более 80% приоритетных разработок объектов новой техники в ведущих областях экономики на ближайший период планирования.

Уровень большинства используемых технологий в настоящее время отстает от мирового, причем по отдельным направлениям это отставание весьма значительно.

Основные проблемы отрасли:

- технологическая отсталость отечественного производства, причем как производства исходных компонентов (смолы и армирующие наполнители), так и конечных продуктов - композитов и изделий (конструкций) из них;

- практически полное отсутствие отечественного оборудования для производства композитов;

- отсутствие крупных потребителей изделий из композитов в тех отраслях промышленности, где они способны заменить традиционные материалы;

- недостаточная информированность потенциальных потребителей композитов об их преимуществах по сравнению с традиционными материалами;

- ориентированность многих промышленных потребителей на традиционные материалы - металлы, бетон, древесину и т.д.;

- отсутствие скоординированной государственной политики в стимулировании спроса на применение инновационных материалов и развитии инновационных производств;

- отсутствие действующей и работоспособной системы технического регулирования, отсутствие современных стандартов, регламентирующих производство, оценку соответствия и применение композитов;

- недостаток современной исследовательской и испытательной базы, в том числе центров коллективного пользования для предприятий отрасли;

- отсутствие политики стимулирования НИОКР в отрасли и низкий объем ее финансирования;

- разобщенность действий предприятий отрасли в вопросах экономического регулирования отрасли;

- отсутствие со стороны государства мер административного и экономического стимулирования, обеспечивающих опережающие темпы развития композитной отрасли;

- отсутствие со стороны государства мер экономического регулирования, стимулирующих иностранные компании к более активной локализации созданных на территории РФ производств, на которых востребовано применение изделий из современных композитов;

- недостаток профессиональных кадров.

Главными приоритетами и ориентирами развития отрасли определены: создание инфраструктуры исследований и разработок, открытие (с использованием различных инструментов) объемных рынков для широкого применения композитов и обеспечение отрасли необходимыми финансовыми ресурсами для массового запуска инвестиционных процессов и опережающего развития.

Основной целью государственной политики Российской Федерации по созданию и развитию национальной композитной отрасли является максимизация добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания отраслевой продукции в России при увеличении отечественного композитного рынка в 20 раз к 2020 г. относительно текущего положения дел.

Целью подпрограммы является создание и развитие современной и конкурентоспособной отрасли промышленности, обеспечивающей модернизацию и переход экономики на инновационный путь развития, поддержание экономического роста и диверсификацию экспортного потенциала Российской Федерации.

Задачи подпрограммы:

- формирование массового внутреннего спроса на композиционные материалы, конструкции и изделия из них;

- развитие сети испытательных, инжиниринговых и сертификационных центров;

- развитие национальной базы НИОКР и интеллектуальной собственности;

- реализация важнейших инновационных и инвестиционных проектов в отрасли;

- формирование системы мер административного и экономического стимулирования, обеспечивающих опережающие темпы развития композитной отрасли по всем направлениям:

- производство исходных компонентов;

- производство оборудования;

- разработка программно-аппаратных комплексов;

- производство материалов, изделий и конструкций;

- исследования, испытания, инжиниринг и оценка соответствия;

- подготовка и переподготовка кадров;

- информационные (СМИ) и консалтинговые услуги;

- создание современной нормативно-правовой и нормативно-технической базы, регламентирующей разработку, производство и широкое внедрение в ключевых отраслях промышленности композитов и изделий (конструкций) из них;

- разработка и реализация мер стимулирования спроса на инновационную продукцию композитной отрасли с использованием следующих инструментов:

- государственные закупки (федеральные региональные, муниципальные);

- закупки компаний с государственным участием;

- отраслевые программы внедрения современных материалов и технологий;

- региональные программы внедрения современных материалов и технологий;

- государственная кластерная политика;

- формирование нормативной базы для стимулирования локализации высокотехнологичных производств исходных компонентов и оборудования;

- формирование нормативной базы для стимулирования применения изделий из современных композитов российского производства при локализации производств иностранных производителей всех видов техники, машин и оборудования (железнодорожный подвижной состав, автомобили, сельскохозяйственная техника и т.д.).

Основной ожидаемый конечный результат реализации подпрограммы заключается в создании, опережающем развитии и значительном увеличении инновационного и экспортного потенциала композитной отрасли Российской Федерации.

Реализация подпрограммы будет осуществляться в два этапа:

- первый этап - 2013 - 2016 гг.;

- второй этап - 2017 - 2020 гг.