Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации

подпрограммы "Повышение эффективности государственной

поддержки социально ориентированных некоммерческих

организаций" Государственной программы Российской

Федерации "Социальная поддержка граждан", описание

основных проблем в указанной сфере

и прогноз ее развития

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" в законодательство введено понятие "социально ориентированные некоммерческие организации".

Социально ориентированными признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими, партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также следующие виды деятельности:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований наряду с вышеперечисленными могут устанавливаться другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в приоритетном порядке в формах, установленных пунктом 3 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", включая финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными федеральным законом формами вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким организациям государственного или муниципального имущества.

В Российской Федерации зарегистрировано более 220 тысяч некоммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных учреждений. Значительная часть зарегистрированных некоммерческих организаций (при условии фактического осуществления ими деятельности) может быть отнесена к социально ориентированным.

В целях организации сбора информации о количестве и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций принято постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 633 "Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций".

Мероприятия в рамках реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на федеральном уровне включают:

1. Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций.

Информация представлена в разделе "Характеристика мер государственного регулирования".

2. Предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям субсидий из федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по поддержке указанных организаций, осуществляющих социальную поддержку и защиту граждан, деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, культуры и искусства.

На предоставление субсидий общественным организациям инвалидов и иным социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим социальную поддержку и защиту граждан, деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, из федерального бюджета было выделено:

в 2010 году - 1 574 293,30 тыс. руб.;

в 2011 году - 1 891 187,9 тыс. руб.;

в 2012 году - 2 078 528,90 тыс. руб.

Из указанных субсидий на конкурсной основе распределяются только субсидии на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда (в 2011 году - 60 689 тыс. руб., в 2012 году - 93 530 тыс. руб.).

На предоставление субсидий из федерального бюджета творческим союзам в 2010 и 2011 годах было выделено по 270 млн. руб., в 2012 году - 350 млн. руб.

3. Предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе грантов некоммерческими организациями, получившими на эти цели субсидии из федерального бюджета.

Такие гранты предоставляются некоммерческими неправительственными организациями, участвующими в развитии институтов гражданского общества и определяемыми Президентом Российской Федерации, а также Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. N 404.

На предоставление субсидий некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, из федерального бюджета в 2010 и 2011 годах было выделено по 1 млрд. руб., в 2012 году - 1 516 519,10 тыс. руб.

4. Предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета на реализацию программ по оказанию информационной, консультационной и методической поддержки деятельности других социально ориентированных некоммерческих организаций, содействию привлечению ими труда добровольцев, а также выявлению, обобщению и распространению лучшей практики реализации проектов социально ориентированных некоммерческих организаций.

Правила предоставления указанных субсидий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям".

В 2011 году на участие в конкурсном отборе социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета было подано 496 заявок. Победителями конкурса стали 35 организаций. Общий объем предоставленных им субсидий составил 132 млн. руб.

В 2012 году получателями таких субсидий на общую сумму 162 млн. руб. стали 48 социально ориентированных некоммерческих организаций из 702 организаций, подавших заявки на участие в конкурсном отборе.

5. Оказание содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации, в том числе методическое обеспечение и предоставление на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В результате проведения данных мероприятий в 2011 году в 53 субъектах Российской Федерации были приняты региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с общим объемом финансирования более 3 млрд. руб. в 2011 году и более 4 млрд. руб. в 2012 году.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 2140-р субсидии из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций были предоставлены бюджетам 49 субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор, на общую сумму 600 млн. руб. Эти средства направлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оказание на конкурсной основе финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Вместе с тем, несмотря на реализуемые меры, уровень развития сектора неправительственных социально ориентированных некоммерческих организаций и объемы его поддержки со стороны государства и частного сектора существенно отстают от аналогичных показателей в экономически развитых странах мира.

Указанные организации практически не привлекаются к оказанию социальных услуг за счет бюджетных источников.

В рейтинге благотворительной организации "Чаритиз Эйд Фаундейшн" по объемам благотворительных пожертвований Российская Федерация в 2011 году заняла 130-ю позицию, улучшив ее на 8 пунктов по сравнению с 2010 годом.

Осведомленность населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и ее государственной поддержке крайне низка.

Количество граждан, участвующих в добровольческой деятельности, и ее объемы в России более чем в шесть раз меньше, чем в Австралии, Германии, США, Швеции и ряде других экономически развитых стран.

Кроме того, существуют проблемы при реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, влияющие на их эффективность.

Так в отдельных случаях при проведении в субъектах Российской Федерации конкурсных отборов социально ориентированных некоммерческих организаций для оказания финансовой поддержки отмечаются:

недостаточная открытость информации о проведении конкурсов;

слишком короткие сроки приема заявок на участие в конкурсах;

избыточный состав документов, представляемых для участия в конкурсе;

необоснованные ограничения в допуске к участию в конкурсе;

неконкретные, недостижимые и нерелевантные критерии конкурсного отбора;

отсутствие обоснованного распределения субсидий среди победителей конкурса;

формирование состава конкурсной комиссии преимущественно из представителей органов власти;

недекларирование и неурегулирование "конфликта интересов" при наличии у члена конкурсной комиссии личной заинтересованности в результатах конкурса.

В некоторых субъектах Российской Федерации социально ориентированные некоммерческие организации, которым предоставляются субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, определяются без проведения конкурсных процедур.

Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций не всегда сопровождается установлением условий по достижению конкретных значений показателей результативности и обеспечению собственного вклада организаций в осуществление субсидируемой деятельности (в денежной или натуральной форме).

Предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе на льготных условиях) часто осуществляется не на прозрачной и конкурентной основе.

Развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций во многом зависит от правовых условий их деятельности, включая вопросы государственной регистрации, отчетности, налогообложения, бухгалтерского учета, осуществления государственного контроля (надзора) и другие, а также объемов и эффективности мер государственной поддержки.

В случае успешной реализации подпрограммы государственной программы к 2020 году прогнозируется увеличение:

количества социально ориентированных некоммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по социальной поддержке и защите граждан, - на 40 процентов (от уровня 2012 года);

количества субъектов Российской Федерации, в которых реализуются региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, - до 70 (в 2010 году - 7);

объема целевых поступлений, получаемых социально ориентированными некоммерческими организациями от коммерческих организаций и граждан, - в два раза (от уровня 2012 года);

устойчивости деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.