I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - проекты актов) и проектов решений Евразийской экономической комиссии (далее - проекты решений).

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2017 N 813)

(см. текст в предыдущей редакции)

1(1). Оценке регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (далее - Регламент Правительства), пунктом 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Правила подготовки нормативных правовых актов), подлежат:

а) проекты актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности:

содержащие требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования);

регулирующие отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора);

регулирующие отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

регулирующие отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности;

регулирующие отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг;

регулирующие отношения в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации;

регулирующие отношения в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства;

регулирующие отношения в области применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в указанных в абзацах втором - восьмом настоящего подпункта сферах;

б) проекты актов, устанавливающие требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления.

(п. 1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

2. Настоящие Правила не применяются в отношении проектов актов, проектов решений или их отдельных положений:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа (за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

устанавливающих требования и нормы в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовленных на основании поручений или указаний Президента Российской Федерации или поручений Председателя Правительства Российской Федерации, в которых содержится прямое указание на необходимость их разработки в сжатые сроки (не более 10 дней);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов (за исключением проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также проектов актов, устанавливающих обязательные требования);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

подготавливаемых в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы (за исключением проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также проектов актов, устанавливающих обязательные требования);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

подготавливаемых в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" при наличии положительного заключения экспертной группы, формируемой в целях сопровождения разработки соответствующего плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата", на проект акта (за исключением проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также проектов актов, устанавливающих обязательные требования);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

предусматривающих изменение кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждающих, изменяющих формы и форматы документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов, штрафов и пеней, а также для исполнения налоговыми органами и иными лицами возложенных на них обязанностей и полномочий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453)

(см. текст в предыдущей редакции)

подготавливаемых в случаях, установленных пунктом 61(1) Регламента Правительства;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

утверждающих, изменяющих, признающих утратившими силу административные регламенты предоставления государственных услуг;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

утверждающих, изменяющих показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений, перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

регулирующих отношения в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

предусматривающих ратификацию международных договоров;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

предусматривающих применение мер таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования и одобренных на подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

предусматривающих применение специальных экономических мер;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

утверждающих, изменяющих формы, форматы и порядки заполнения документов, необходимых таможенным органам для исполнения возложенных на них полномочий;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

устанавливающих, изменяющих компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

утверждающих, изменяющих порядки создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, порядки функционирования государственных информационных систем, а также порядки создания и ведения государственных информационных ресурсов (за исключением случаев, когда такими порядками устанавливаются обязательные требования для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

регулирующих отношения в сфере учета в налоговых органах организаций и физических лиц;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

устанавливающих требования к финансовой устойчивости организаций, которые вправе выдавать отдельные виды независимых гарантий уплаты денежных сумм в бюджетную систему Российской Федерации, заключать договоры поручительства по уплате денежных сумм в бюджетную систему Российской Федерации, а также открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) в целях размещения денежных средств (за исключением случаев, когда такими порядками устанавливаются обязательные требования для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

устанавливающих требования к финансовой устойчивости организаций, на счетах которых могут размещаться средства федерального бюджета, единого казначейского счета, государственных корпораций и компаний, публично-правовых компаний, отдельных акционерных обществ и компенсационных фондов (за исключением случаев, когда такими порядками устанавливаются обязательные требования для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

К проектам актов или их отдельным положениям, содержащим сведения конфиденциального характера, применяются пункты 3, 4, 6 - 7 (за исключением размещения уведомления о подготовке проекта акта, а также публичного обсуждения проекта акта, проекта решения, сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия), 8, 8(1), 8(2), 14, 15 (за исключением требования об использовании программных средств официального сайта при формировании сводного отчета, а также требований подпункта "с" пункта 15 настоящих Правил), 15(1) (за исключением требования о включении в сводный отчет сведений, предусмотренных подпунктом "с" пункта 15 настоящих Правил), 25 - 27 настоящих Правил.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200; в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится федеральным органом исполнительной власти после принятия решения о подготовке проекта акта:

а) на основании и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

б) во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих прямое указание на необходимость подготовки проекта акта;

в) по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

4. Целью оценки регулирующего воздействия проектов актов и проектов решений являются определение и оценка возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявление в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, положений, способствующих возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов и снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2015 N 83, от 10.07.2017 N 813, от 01.07.2021 N 1106)

(см. текст в предыдущей редакции)

При оценке регулирующего воздействия проектов актов проводится их оценка на соответствие принципам и условиям, установленным Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453; в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оценка регулирующего воздействия проектов актов, устанавливающих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, проводится в случае, предусмотренном пунктом 1(1) настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу с 1 июля 2015 года. - Постановление Правительства РФ от 30.01.2015 N 83.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте акта.

(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

(см. текст в предыдущей редакции)

6(1). Для проектов актов, содержащих обязательные требования, устанавливаются следующие степени регулирующего воздействия:

а) высокая степень регулирующего воздействия:

проекты актов, содержащие обязательные требования, затраты субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение которых за 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу проекта акта составят более 3 млрд. рублей;

проекты актов, относящиеся к соответствующей сфере общественных отношений согласно утвержденному на соответствующий год плану проведения оценки применения обязательных требований в соответствии с Правилами оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования", в случае если разработчик проекта акта не завершил одну из процедур, предусмотренных планом проведения оценки применения обязательных требований на соответствующий год (действие настоящего абзаца не распространяется на случаи внесения изменений, связанных с передачей полномочий от одних федеральных органов исполнительной власти другим или с распределением полномочий между федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, либо не содержащих обязательные требования изменений, связанных со структурой и функциями федеральных органов исполнительной власти и определением перечня должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и их полномочий);

б) средняя степень регулирующего воздействия - проекты актов, содержащие обязательные требования, затраты субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение которых за 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу проекта акта составят от 300 млн. до 3 млрд. рублей;

в) низкая степень регулирующего воздействия:

проекты актов, содержащие обязательные требования, затраты субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение которых за 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу проекта акта составят менее 300 млн. рублей;

проекты актов, предусмотренные частью 2.1 статьи 3 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

(п. 6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

6(2). Для проектов актов, подлежащих оценке регулирующего воздействия и не содержащих обязательные требования, устанавливаются следующие степени регулирующего воздействия:

а) высокая степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и (или) положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также к осуществлению полномочий органов местного самоуправления;

б) средняя степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, и (или) положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и (или) положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления;

в) низкая степень регулирующего воздействия - проект акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.

(п. 6(2) введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

7. Процедура проведения оценки регулирующего воздействия состоит из следующих этапов:

а) размещение уведомления о подготовке проекта акта (далее - уведомление);

б) разработка проекта акта, проекта решения, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в отношении проекта акта и их публичное обсуждение;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2015 N 83, от 27.08.2015 N 896, от 10.07.2017 N 813)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) подготовка заключения Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение).

7(1). При проведении оценки регулирующего воздействия проектов актов Министерство экономического развития Российской Федерации оценивает наличие в них обязательных требований в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

Разработчик для определения наличия в проекте акта обязательных требований руководствуется методикой оценки регулирующего воздействия проектов актов, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Разработчик в целях соблюдения настоящих Правил может направить в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации запрос с приложением текста проекта акта о разъяснении необходимости проведения оценки регулирующего воздействия проекта акта, степени его регулирующего воздействия, а также наличия в его положениях обязательных требований.

Министерство экономического развития Российской Федерации рассматривает и направляет ответ на такой запрос не позднее 10 рабочих дней со дня его поступления в Министерство экономического развития Российской Федерации, если поручением Правительства Российской Федерации не установлены иные сроки.

(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 N 853)

8. Разногласия, возникающие по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проектов актов, разрешаются в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства и Правилами подготовки нормативных правовых актов. Разногласия, возникающие по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений, разрешаются в порядке, предусмотренном Положением о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с Евразийской экономической комиссией, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 1126 "Об утверждении Положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с Евразийской экономической комиссией".

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2015 N 83, от 30.06.2016 N 613, от 10.07.2017 N 813, от 07.10.2017 N 1229, от 01.07.2021 N 1106)

(см. текст в предыдущей редакции)

8(1). В случае если проекты актов, регулирующих отношения, указанные в пункте 60(1) Регламента Правительства и пункте 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов, имеют высокую степень регулирующего воздействия, такие проекты актов должны предусматривать положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.

(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83)

8(2). В случае если проекты актов, регулирующих отношения, указанные в пункте 60(1) Регламента Правительства и пункте 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов, затрагивают общественные отношения, возникшие до вступления их в силу, а также предусматривающих необходимость проведения мероприятий, связанных с реализацией вступивших в силу нормативных правовых актов, такие проекты актов должны содержать соответствующие переходные положения и (или) соответствующие нормы временного действия.

(п. 8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83)

8(3). В отношении проектов актов, регулирующих отношения, указанные в пункте 60(1) Регламента Правительства и пункте 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов, может быть принято решение о проведении эксперимента, представляющего собой их временное применение на территории отдельных субъектов Российской Федерации, имеющее целью определить возможные положительные и (или) отрицательные последствия введения нового правового регулирования в отношении проектов актов с трудно прогнозируемыми последствиями их принятия для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также в отношении проектов актов, устанавливающих или изменяющих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления. Такое решение включает в себя:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2021 N 1106)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение эксперимента;

б) перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент;

в) сроки проведения эксперимента;

г) необходимые для проведения эксперимента материальные и организационно-технические ресурсы;

д) индикативные показатели, в соответствии с которыми проводится оценка достижения заявленных целей эксперимента по итогам его проведения.

(п. 8(3) введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83)

8(4). Проекты актов, содержащих положения, которыми устанавливаются, изменяются, признаются утратившими силу или отменяются обязательные требования, а также проекты актов, устанавливающих или изменяющих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, подлежат обязательной идентификации разработчиком с использованием программных средств официального сайта.

(п. 8(4) в ред. Постановления Правительства РФ от 15.02.2023 N 230)

(см. текст в предыдущей редакции)