Утвержден

приказом ФНС России

от "__" _______ 2012 г. N _______

ПОРЯДОК

РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА

ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАК КРЕДИТОРА В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ И В ПРОЦЕДУРАХ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ, МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМ

АППАРАТОМ ФНС РОССИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ

ОРГАНАМИ ФНС РОССИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@,

от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@, от 31.03.2016 N ММВ-7-18/168@)

1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, является ФНС России.

ФНС России осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.

Территориальные налоговые органы осуществляют функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке.

При осуществлении действий, направленных на выполнение функций уполномоченного органа, в качестве уполномоченного органа указывается Федеральная налоговая служба. При этом территориальный налоговый орган обязан сообщить суду и всем заинтересованным сторонам, что поскольку непосредственное осуществление функций уполномоченного органа возложено на территориальные налоговые органы, то всю корреспонденцию по делу о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, следует направлять по адресу территориального налогового органа. В процессуальных документах следует наряду с адресом заявителя - ФНС России, указывать адрес для корреспонденции, например, в заявлении о признании должника банкротом указывается: "Заявитель: ФНС России, 127381, Москва, ул. Неглинная, 23. Адрес для корреспонденции: (далее - адрес территориального налогового органа)".

2. В целях наиболее полного представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в делах о банкротстве, устанавливается разделение должников на три группы.

2.1. К первой группе относятся следующие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица (далее - должники), за исключением должников, обладающих признаками отсутствующих должников:

- стратегические предприятия и организации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р, и перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009, а также организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 N 96;

- должники, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией (в том числе по выплате капитализированных платежей, а также прав требования, перешедших к Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплат возмещения по вкладам) в совокупности (в том числе с учетом оспариваемых в судебном и внесудебном порядке сумм) составляет не менее чем триста миллионов рублей;

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации;

- акционерные общества, доля Российской Федерации в которых составляет 25% и более.

2.2. Ко второй группе, за исключением должников, отнесенных к первой группе, относятся:

- градообразующие предприятия и организации;

- должники, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией (в том числе по выплате капитализированных платежей, а также прав требования, перешедших к Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплат возмещения по вкладам), в совокупности (в том числе с учетом оспариваемых в судебном и внесудебном порядке сумм) составляет от пятидесяти миллионов рублей до трехсот миллионов рублей;

(в ред. Приказов ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@, от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- отсутствующие должники, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией (в том числе по выплате капитализированных платежей) составляет свыше 50 млн. рублей;

- унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

2.3. К третьей группе относятся должники, не отнесенные к первой и второй группам.

2.4. По оформленному в письменной форме решению ФНС России должник первой группы может быть переведен во вторую группу, должник второй или третьей группы может быть переведен в первую группу.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

По оформленному в письменной форме решению Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) должник второй группы может быть переведен в третью группу, должник третьей группы может быть переведен во вторую группу.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сведения о переводе должников из одной группы в другую подлежат размещению на Интернет-сайте органа, принявшего указанное решение, не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.5. Должник включается в первую группу с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, либо с даты принятия ФНС России решения о переводе его в первую группу должников.

После принятия судом заявления о признании должника банкротом перевод его из первой группы во вторую группу осуществляется по решению ФНС России (в том числе при утрате оснований отнесения к первой группе должников).

(п. 2.5 в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.6. Должник включается во вторую группу с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, либо с даты принятия Управлением решения о переводе его из третьей группы во вторую группу должников.

После принятия судом заявления о признании должника банкротом перевод его из второй группы в третью группу осуществляется по решению Управления (в том числе при утрате оснований отнесения ко второй группе должников).

(п. 2.6 в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.7. Проекты документов, материалы, на основании которых они подготовлены, и иная информация в отношении должников, отнесенных к первой группе, Инспекция ФНС России (далее - Инспекция) направляет в ФНС России через Управление, которое наряду с указанными документами прикладывает мотивированное мнение Управления относительно позиции, подготовленной Инспекцией.

Проекты документов, материалы, на основании которых они подготовлены, и иная информация в отношении должников, отнесенных ко второй группе, Инспекция направляет в Управление.

Межрегиональными ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН, Инспекция) проекты документов, материалы, на основании которых они подготовлены, и иная информация в отношении должников, отнесенных к первой группе, состоящих на учете в МИ ФНС России по КН, направляются на согласование непосредственно в ФНС России.

В отношении должников второй и третьей групп, состоящих на учете в МИ ФНС России по КН, позиция уполномоченного органа подготавливается непосредственно МИ ФНС России по КН.

После принятия руководителем Управления решения о централизации функций банкротства на региональном уровне, непосредственное сопровождение дел о банкротстве осуществляется Управлением. При этом полномочия, возложенные настоящим приказом на Инспекции, исполняются Управлением самостоятельно. В этом случае позиция уполномоченного органа подготавливается Управлением и по должникам, отнесенным к первой группе, направляется на согласование в ФНС России. Управление должно обеспечить достоверное ведение информационного ресурса "Журнал результатов работы налоговых органов по обеспечению процедур банкротства".

(в ред. Приказа ФНС России от 31.03.2016 N ММВ-7-18/168@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Самостоятельное сопровождение Управлением дел о банкротстве должников третьей группы (без перевода во вторую группу) не допускается.

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@, в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.8. В отношении каждого из должников первой и второй групп по оформленному в письменной форме решению соответственно ФНС России и Управления - устанавливается один из трех уровней контроля, обеспечивающий своевременную выработку обоснованной позиции уполномоченного органа в деле о банкротстве данного должника.

До принятия ФНС России или Управлением решений об отнесении должников первой или второй групп к различным уровням контроля устанавливается следующее разделение:

- стратегические предприятия и организации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р, и перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009, а также организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 N 96, относятся к первому уровню контроля;

- остальные должники первой и второй групп относятся ко второму уровню контроля.

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2.8 в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.8.1. При первом уровне контроля согласованию подлежит позиция уполномоченного органа при участии во всех собраниях (заседаниях комитетов) кредиторов, судебных заседаниях (за исключением судебных заседаний, в которых представитель уполномоченного органа, в соответствии с пунктом 5.14 настоящего Порядка, может не принимать участие), а также при рассмотрении обращений, жалоб, ходатайств и иных документов в связи с исполнением функций уполномоченного органа в деле о банкротстве данного должника.

(п. 2.8.1 в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.8.2. При втором уровне контроля согласованию подлежит позиция уполномоченного органа при участии в собраниях (заседаниях комитетов) кредиторов, судебных заседаниях, а также при рассмотрении обращений, жалоб, ходатайств и иных документов по следующим вопросам:

- реализация имущества должника;

- переход к иной процедуре, применяемой в деле о банкротстве;

- одобрение (утверждение) плана (изменений в план) реструктуризации долгов гражданина;

(абзац введен Приказом ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

- выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих, выбор кандидатуры арбитражного управляющего, определение дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего;

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- установление дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

- обжалование ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей;

- утверждение плана (изменения в план) внешнего управления;

- принятие решения о замещении активов должника;

- принятие решения о прекращении хозяйственной деятельности;

- принятие решения о принятии имущества должника, нереализованного в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, в качестве погашения требований уполномоченного органа.

2.8.3. При третьем уровне контроля согласованию подлежит позиция уполномоченного органа при участии в собраниях (заседаниях комитетов) кредиторов, судебных заседаниях в деле о банкротстве по вопросу выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих, выбора кандидатуры арбитражного управляющего, а также при переходе к иной процедуре банкротства.

2.8.4. Не допускается самостоятельное, без согласования с ФНС России, принятие Инспекциями и Управлениями решений в отношении должников всех групп и уровней контроля по вопросам:

- выбора кандидатуры арбитражного управляющего (за исключением голосования "против" выбора конкретной кандидатуры арбитражного управляющего);

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- выбора иной саморегулируемой организации;

- утверждения мирового соглашения (за исключением голосования "против" утверждения мирового соглашения, а также принятия решения о заключении (утверждении) мирового соглашения в деле о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя);

(в ред. Приказов ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@, от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- утверждения плана (изменения плана) финансового оздоровления и графика (изменения в график) погашения задолженности в ходе финансового оздоровления;

- принятия решения в соответствии с пунктом 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219;

- замещения активов должника.

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

2.8.5. Не позднее двух рабочих дней с даты состоявшегося события (собрания кредиторов, заседания комитета кредиторов, судебного заседания, иного события, относящегося к исполнению функций уполномоченного органа в деле о банкротстве данного должника) Инспекция уведомляет вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением должников на группы вне зависимости от уровня контроля о результатах состоявшихся событий путем направления отчета о судебном заседании, собрании кредиторов, с приложением материалов, на основании которых подготовлена позиция уполномоченного органа, а также копии документа, относящегося к иному событию (письма, ответы на обращения и т.п.).

3. В целях своевременного принятия решения о подаче заявления о признании должника банкротом при неуплате или неполной уплате налога (сбора) в установленный срок Инспекция направляет в вышестоящий налоговый орган в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России, проект решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Позиция уполномоченного органа на собраниях кредиторов (заседаниях комитетов кредиторов), судебных заседаниях подготавливается Инспекцией по формам, согласно приложениям N 1, N 2 к настоящему Порядку, и в отношении должников первой и второй группы в соответствии с разделением на уровни контроля представляется на обязательное согласование соответственно в ФНС России и Управление не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов (заседания комитета кредиторов) или судебного заседания.

На время отсутствия доверенности у вновь назначенного руководителя налогового органа или отсутствия руководителя налогового органа на рабочем месте в связи с отпуском, командированием или временной нетрудоспособностью приказы о голосовании на собраниях кредиторов (заседаниях комитета кредиторов), поручения об участии в судебных заседаниях, а также иные, в том числе процессуальные документы по делу о банкротстве подписывает заместитель руководителя налогового органа, имеющий соответствующую доверенность.

По решению руководителя Управления (начальника Инспекции) приказы о голосовании на собраниях кредиторов (заседаниях комитетов кредиторов), поручения об участии в судебных заседаниях, а также иные, в том числе процессуальные документы по делу о банкротстве, может подписывать заместитель руководителя Управления (заместитель начальника Инспекции), координирующий вопросы обеспечения процедур банкротства.

Позиция уполномоченного органа при обращении с заявлениями в органы прокуратуры и правоохранительные органы подготавливается не позднее 30 дней с даты выявления оснований для такого обращения.

(п. 4 в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. При оформлении Инспекцией документов согласно приложениям N 1, N 2 к настоящему Порядку Инспекция в обязательном порядке указывает, что действует на основании доверенности ФНС России.

Позиция уполномоченного органа должна содержать мотивировочную часть с приложением подтверждающих документов, а также справку о ходе дела о банкротстве, сформированную с использованием информационного ресурса "Журнал результатов работы по обеспечению процедур банкротства" (по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку).

4.1.1. Мотивировочная часть проекта приказа, представляемого к первому собранию кредиторов должна содержать:

- мнение уполномоченного органа о соответствии (несоответствии) анализа финансового состояния должника и заключения по результатам проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства требованиям, установленным Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367 и Временными правилами проведения проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855, соответственно;

- анализ налоговым органом имущественного состояния должника, в том числе на основе документов, указанных в пункте 5.1 настоящего Порядка;

- оценку налоговым органом достоверности (недостоверности) сведений, содержащихся в анализе финансового состояния должника, заключении по результатам проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и иных документах, представленных на рассмотрение первого собрания кредиторов;

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- предварительный анализ налоговым органом возможности оспаривания сделок должника, в том числе на основе документов, указанных в пункте 5.1 настоящего Порядка;

- анализ налоговым органом обоснованности производимых арбитражным управляющим расходов, а также соблюдение им лимита расходов, установленного Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве);

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- анализ налоговым органом полноты уплаты и взыскания текущих налоговых платежей, а также налога на доходы физических лиц.

4.1.2. Мотивировочная часть проекта приказа, представляемого к собранию кредиторов в ходе финансового оздоровления, должна содержать:

- оценку обоснования возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с планом финансового оздоровления, графиком погашения задолженности, в том числе в случае рассмотрения вопроса о внесении изменений в план финансового оздоровления, график погашения задолженности;

- оценку отчета должника об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана);

- анализ банковских выписок о движении денежных средств по расчетным счетам на предмет совершения должником сделок, влекущих за собой возникновение новых обязательств должника в размере, превышающем двадцать процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

- анализ полноты уплаты и взыскания текущих налоговых платежей, а также налога на доходы физических лиц;

- анализ обоснованности производимых административным управляющим расходов, а также соблюдение им лимита расходов, установленного Законом о банкротстве;

- оценку налоговым органом достоверности (недостоверности) сведений, содержащихся в плане финансового оздоровления и отчете должника;

- анализ наличия (отсутствия) оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления и предложения о выборе следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

- сведения о направленных уполномоченным органом и (или) третьими лицами (при наличии такой информации) заявлениях о преступлении и результатах их рассмотрения.

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

4.1.3. Мотивировочная часть проекта приказа, представляемого к собранию кредиторов в ходе внешнего управления, должна содержать:

- анализ налоговым органом плана внешнего управления на предмет обоснованности мероприятий по восстановлению платежеспособности должника;

- анализ налоговым органом полноты уплаты и взыскания текущих налоговых платежей, а также налога на доходы физических лиц;

- анализ налоговым органом деятельности внешнего управляющего на предмет полноты и своевременности выполнения мероприятий по восстановлению платежеспособности, предусмотренных планом внешнего управления, в том числе для оценки необходимости продления срока внешнего управления и внесения изменений в план внешнего управления;

- анализ налоговым органом наличия (отсутствия) оснований для досрочного прекращения внешнего управления и предложения о выборе следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

- анализ налоговым органом банковских выписок о движении денежных средств по расчетным счетам должника на предмет выявления расходов, не предусмотренных планом внешнего управления;

- оценку налоговым органом достоверности (недостоверности) сведений, содержащихся в плане (проекте плана) внешнего управления, отчете внешнего управляющего;

- анализ налоговым органом обоснованности производимых внешним управляющим расходов, а также соблюдение им лимита расходов, установленного Законом о банкротстве;

- сведения о направленных уполномоченным органом и (или) третьими лицами (при наличии такой информации) заявлениях о преступлении и результатах их рассмотрения.

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

4.1.4. Мотивировочная часть проекта приказа, представляемого к собранию кредиторов в ходе конкурсного производства, должна содержать:

- анализ налоговым органом полноты и своевременности мер, принимаемых конкурсным управляющим по инвентаризации, оценке имущества, взысканию дебиторской задолженности, возврату имущества в состав конкурсной массы, продаже имущества должника, привлечению к субсидиарной ответственности, осуществлению расчетов с кредиторами;

- анализ налоговым органом обоснованности производимых конкурсным управляющим расходов, а также соблюдение им лимита расходов, установленного Законом о банкротстве;

- оценку налоговым органом достоверности (недостоверности) сведений, содержащихся в отчете конкурсного управляющего;

- анализ налоговым органом полноты уплаты и взыскания текущих налоговых платежей, а также налога на доходы физических лиц;

- сведения о направленных уполномоченным органом и (или) третьими лицами (при наличии такой информации) заявлениях о преступлении и результатах их рассмотрения.

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

4.1.5. Мотивировочная часть проекта приказа, представляемого к собранию кредиторов в ходе реструктуризации долгов гражданина, должна содержать:

- анализ налоговым органом проекта (проектов) плана реструктуризации долгов гражданина (изменений в указанный план) на предмет обоснованности мероприятий по восстановлению платежеспособности должника;

- анализ налоговым органом полноты уплаты и взыскания текущих налоговых платежей;

- анализ налоговым органом деятельности финансового управляющего на предмет полноты и своевременности выполнения мероприятий по восстановлению платежеспособности, предусмотренных планом реструктуризации долгов гражданина, в том числе для оценки необходимости внесения изменений в план реструктуризации долгов гражданина и продления срока исполнения указанного плана;

- анализ налоговым органом наличия (отсутствия) оснований для отмены плана реструктуризации долгов гражданина и признания гражданина банкротом;

- оценку налоговым органом достоверности (недостоверности) сведений, содержащихся в проекте (проектах) плана реструктуризации долгов гражданина (изменений в указанный план), отчете финансового управляющего;

- анализ налоговым органом обоснованности производимых финансовым управляющим расходов.

(п. 4.1.5 введен Приказом ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

4.1.6. Мотивировочная часть проекта приказа, представляемого к собранию кредиторов в ходе реализации имущества гражданина, должна содержать:

- анализ налоговым органом полноты уплаты и взыскания текущих налоговых платежей;

- анализ налоговым органом полноты и своевременности мер, принимаемых финансовым управляющим по формированию конкурсной массы, описи, оценке и реализации имущества гражданина, удовлетворению требований кредиторов гражданина;

- анализ налоговым органом наличия (отсутствия) обстоятельств, не допускающих освобождение гражданина от обязательств;

- оценку налоговым органом достоверности (недостоверности) сведений, содержащихся в отчете финансового управляющего;

- анализ налоговым органом обоснованности производимых финансовым управляющим расходов.

(п. 4.1.6 введен Приказом ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

4.2. Управление осуществляет контроль за качеством подготовки Инспекциями жалоб на ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей, возражений на требования конкурсных кредиторов, апелляционных и кассационных жалоб, в том числе за формированием доказательственной базы.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. В случае если в соответствии с законодательством о банкротстве право на проведение собрания переходит к уполномоченному органу, требовавшему его проведения, соответствующий налоговый орган самостоятельно организует проведение собрания кредиторов в максимально короткий срок.

4.4. В случае, если на первом собрании кредиторов принято решение об образовании комитета кредиторов, в состав которого вошли представители кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, Инспекция не позднее 10 рабочих дней с даты введения финансового оздоровления, внешнего управления или открытия конкурсного производства, при наличии оснований инициирования созыва собрания кредиторов, предусмотренных пунктом 1 статьи 14 Закона о банкротстве, направляет арбитражному управляющему требование о проведении собрания кредиторов с включением в повестку дня следующего вопроса: о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов.

4.5. В случае, если размер требований уполномоченного органа превышает два процента от общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов должника, Инспекция не позднее 20 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации в ходе внешнего управления и 7 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации в ходе конкурсного производства направляет внешнему (конкурсному) управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Сноска исключена. - Приказ ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@.

(см. текст в предыдущей редакции)

В составе имущества должника, подлежащего обязательной оценке, необходимо указывать следующее имущество должника:

- недвижимое имущество, в том числе земельные участки;

- автомобильная, автотракторная, сельскохозяйственная и иная специальная техника;

- финансовые вложения и ценные бумаги (векселя, акции, доли участия, паи и т.п.);

- права требования;

- иное имущество, балансовая стоимость которого на последнюю дату, предшествующую введению внешнего управления (конкурсного производства) составляет более 100 тыс. рублей.

В случае, если должник относится к первому уровню контроля первой или второй группы организаций, проект соответствующего требования направляется на согласование соответственно в ФНС России и Управление не позднее 3 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации с указанием сведений о составе и балансовой стоимости имущества, в отношении которого предлагается проведение оценки.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6. Самостоятельное осуществление ФНС России (Управлением) действий в рамках представления интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, не освобождает нижестоящие налоговые органы от дальнейшего мониторинга хода процедур по делам о банкротстве в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

5. При подготовке проекта приказа о голосовании на собрании кредиторов (комитете кредиторов) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в обязательном порядке анализируется, а при направлении на согласование в вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением на группы и уровни контроля в обязательном порядке анализируется и направляется:

- бухгалтерская отчетность должника на последнюю отчетную дату (формы N N 1 - 5, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу (при ее наличии));

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- реестр требований кредиторов на последнюю отчетную дату;

абзацы четвертый - пятый исключены. - Приказ ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@;

(см. текст в предыдущей редакции)

- справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам должника по состоянию на последний операционный день.

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кроме того, анализируется, а при направлении на согласование в вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением на группы и уровни контроля анализируется и направляется:

5.1. При подготовке позиции уполномоченного органа к первому собранию кредиторов:

- отчет временного управляющего;

- анализ финансового состояния должника с прилагаемыми к нему документами;

- заключение по результатам проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства с прилагаемыми к нему документами;

- информация системы "ЭОД местного уровня" об имуществе должника (автотранспорт, недвижимость, в том числе земельные участки);

- сведения о филиалах и представительствах;

- материалы исполнительного производства;

- мнение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления или, при их отсутствии, копии запросов, а также доказательства получения указанными органами запроса уполномоченного органа по данному вопросу;

- акты выездных и камеральных налоговых проверок, результаты рассмотрения правоохранительными органами материалов, направленных в порядке пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации;

- перечень номеров дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, участие в которых принимал должник (за период не менее чем за один год до принятия заявления о признании должника банкротом, а также после возбуждения дела о банкротстве);

- заключение налогового органа о наличии (отсутствии) оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, согласно приложению N 5 к настоящему Порядку;

- выписки о движении денежных средств по всем расчетным счетам должника за период не менее 6 месяцев, предшествующих принятию арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в ходе процедуры наблюдения.

5.1.1. При подготовке позиции уполномоченного органа к первому собранию кредиторов в случае банкротства гражданина:

- уведомление о проведении собрания кредиторов;

- документы, подлежащие предоставлению при подготовке к проведению первого собрания кредиторов;

- информация об имуществе должника (автотранспорте, недвижимости, в том числе земельных участках, и т.п.), полученная из регистрирующих органов, государственных реестров и информационных ресурсов, системы "ЭОД местного уровня" и иных источников;

- материалы исполнительного производства;

- акты выездных и камеральных налоговых проверок, результаты рассмотрения правоохранительными органами материалов, направленных в порядке пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации;

- перечень номеров дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, участие в которых принимал должник (за период не менее чем за один год до принятия заявления о признании гражданина банкротом, а также после возбуждения дела о банкротстве);

- выписки о движении денежных средств по всем расчетным счетам должника, сведениями о которых располагает уполномоченный орган, за период не менее 6 месяцев, предшествующих принятию арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом (в случае, если гражданин осуществлял предпринимательскую деятельность).

(п. 5.1.1 введен Приказом ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

5.2. При решении вопроса о рассмотрении отчета арбитражного управляющего (в том числе промежуточного):

- отчет арбитражного управляющего с прилагаемыми к нему документами;

- отчет арбитражного управляющего о движении денежных средств, банковская выписка о движении денежных средств по расчетным счетам должника.

5.3. При решении вопросов, связанных с реализацией активов:

- инвентаризационные описи;

- отчет об оценке имущества, подлежащего реализации;

- заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков, в случаях, предусмотренных статьей 111 и статьей 130 Закона о банкротстве;

- экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков по отчету об оценке (при необходимости);

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- проект предложений о продаже имущества должника;

абзац исключен. - Приказ ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@.

(см. текст в предыдущей редакции)

Кроме того, могут анализироваться сведения о планируемом организаторе торгов и проект договора с организатором торгов.

5.4. При решении вопроса о выборе процедуры банкротства:

- отчет арбитражного управляющего;

- анализ финансового состояния должника с прилагаемыми к нему документами (за исключением перехода из финансового оздоровления или внешнего управления в конкурсное производство);

- мнение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления или, при их отсутствии, копии запросов, а также доказательства получения указанными органами запроса уполномоченного органа по данному вопросу.

5.4.1. При решении вопроса о введении финансового оздоровления:

- документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе:

- безотзывную банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется в полном объеме погасить задолженность в соответствии с графиком погашения задолженности;

- залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 Налогового кодекса Российской Федерации;

- поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации.

5.4.2. При решении вопроса о введении внешнего управления:

- заключение налогового органа по результатам рассмотрения финансового анализа должника, включающее в себя вывод о возможности либо невозможности восстановления платежеспособности предприятия (подлежит отражению в мотивировочной части приказа (проекта приказа));

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- заключение арбитражного управляющего о целесообразности (нецелесообразности) введения внешнего управления.

5.4.3. При решении вопроса о продлении срока внешнего управления:

- отчет внешнего управляющего;

- сведения о состоянии исполнения должником обязанности по уплате текущих обязательных платежей;

- заключение налогового органа о выполнении должником мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления.

5.4.4. При решении вопросов о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина; об одобрении плана (изменений в план) реструктуризации долгов гражданина; об отмене плана реструктуризации долгов гражданина; иных вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве:

- уведомление о проведении собрания кредиторов;

- документы, подлежащие предоставлению при подготовке к проведению собрания кредиторов;

- отчет финансового управляющего;

- сведения о состоянии исполнения должником обязанности по уплате текущих обязательных платежей;

- подлежащее отражению в мотивировочной части приказа (проекта приказа) заключение налогового органа о наличии в плане (проекте плана) реструктуризации долгов гражданина (проекте изменений в указанный план) сведений о предполагаемом размере и источниках погашения текущих налоговых (обязательных) платежей;

- подлежащее отражению в мотивировочной части приказа (проекта приказа) заключение налогового органа о выполнении должником мероприятий, предусмотренных планом реструктуризации долгов гражданина.

(п. 5.4.4 введен Приказом ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

5.5. При решении вопроса об утверждении плана (изменений к плану) внешнего управления:

- план (проект плана, проект изменений в план) внешнего управления;

- заключение налогового органа о наличии в плане (проекте плана, проекте изменений в план) сведений о предполагаемом размере и источниках погашения текущих налоговых платежей (подлежит отражению в мотивировочной части приказа (проекта приказа));

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность должник (в случаях, предусмотренных действующим законодательством), в случае его отсутствия - доказательства направления плана в указанный федеральный орган исполнительной власти;

- в отношении должника, являющегося градообразующей организацией - ходатайство органа местного самоуправления, либо привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника;

- решение органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

5.6. При решении вопроса о заключении мирового соглашения:

- проект мирового соглашения;

- документы, свидетельствующие о соответствии должника требованиям, предъявляемым при предоставлении отсрочки (рассрочки, реструктуризации) задолженности в соответствии с налоговым и (или) бюджетным законодательством;

- мнение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления о возможности заключения мирового соглашения (за исключением дел о банкротстве граждан).

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.7. При решении вопроса об определении количественного и персонального состава комитета кредиторов - предложения о количественном составе комитета кредиторов, обеспечивающем максимально возможное в имеющихся обстоятельствах представительство уполномоченного органа в комитете кредиторов.

Персональный состав кандидатур для избрания в комитет кредиторов должников первой и второй групп определяется соответственно ФНС России и Управлением, должников третьей группы - Инспекцией.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

При направлении на согласование позиции уполномоченного органа по персональному составу комитета кредиторов должника первой и второй групп Инспекция должна внести предложения по кандидатурам для избрания в состав комитета кредиторов от уполномоченного органа.

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

5.8. При подготовке проекта поручения об участии в судебном заседании по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в обязательном порядке анализируются, а при направлении на согласование в вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением на группы и уровни контроля в обязательном порядке анализируются и направляются:

- документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка;

- судебный акт о назначении судебного заседания;

- отзывы, возражения, мнения, поступившие от лиц, участвующих в деле о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве, с приложением всех представленных в суд материалов;

- ходатайства, заявленные лицами, участвующими в деле о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве, с приложением всех представленных в суд материалов.

Кроме того, анализируются, а при направлении на согласование в вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением на группы и уровни контроля анализируются и направляются:

5.8.1. При рассмотрении в судебном заседании отчета арбитражного управляющего:

- отчет арбитражного управляющего;

- проект отзыва уполномоченного органа на ходатайство о переходе к иной процедуре, применяемой в деле о банкротстве, либо о продлении (завершении) текущей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

5.8.2. При рассмотрении жалобы на ненадлежащее исполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, требований конкурсных кредиторов о включении в реестр требований кредиторов, вопроса об увеличении (уменьшении) лимита расходов на оплату услуг привлеченных арбитражным управляющим лиц, вопроса об оспаривании сделок, вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности, разногласий между конкурсным управляющим и собранием кредиторов (залоговым кредитором) по утверждению предложений о порядках, сроках и условиях реализации имущества должника, иных обособленных споров в деле о банкротстве, а также искового заявления о взыскании убытков с арбитражного управляющего:

- соответствующее заявление (ходатайство, жалоба, иной процессуальный документ) с приложением всех представленных в суд документов;

- проект отзыва уполномоченного органа (если инициатива по возбуждению обособленного спора исходила не от уполномоченного органа).

5.9. Управление обеспечивает контроль за полнотой включения требований уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должников всех групп, независимо от уровня контроля.

5.10. В случае невозможности подготовки обоснованной позиции уполномоченного органа по вопросам повестки дня собрания кредиторов (комитета кредиторов), в том числе в связи с непредставлением арбитражным управляющим возможности заблаговременно ознакомиться с документами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов (комитете кредиторов), необходимо принять меры к отложению проведения собрания кредиторов (комитета кредиторов) для ознакомления с материалами и подготовки обоснованной позиции для голосования.

При этом налоговым органом должно быть обеспечено вручение арбитражному управляющему либо его представителю запроса о предоставлении возможности ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов. В случае непредставления возможности ознакомления составляется соответствующий акт с указанием документов, не представленных для ознакомления.

В случае, если собрание кредиторов (комитет кредиторов) не поддержит предложение уполномоченного органа об отложении проведения собрания кредиторов (заседания комитета кредиторов) и рассмотрит вопросы повестки дня по существу, необходимо воздержаться от голосования и принять меры к ознакомлению непосредственно на собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов) с документами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов (комитете кредиторов), а также провести анализ правомерности принятого собранием кредиторов (комитетом кредиторов) решения.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если запрошенные документы не представлены непосредственно на собрание кредиторов (заседание комитета кредиторов), к проекту заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов (комитета кредиторов), а также жалобы на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей необходимо прилагать ходатайство об истребовании не представленных документов в порядке пункта 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Результаты проведенного анализа и заключение о наличии оснований для признания решения собрания кредиторов (комитета кредиторов) недействительным представляются в вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением на группы и уровни контроля одновременно с направлением копии протокола собрания кредиторов (комитета кредиторов) и копий подтверждающих документов, но не позднее 7 рабочих дней с даты проведения собрания кредиторов (заседания комитета кредиторов).

5.11. Решение о проведении экспертизы отчета об оценке, об обращении в арбитражный суд с ходатайством о назначении такой экспертизы, а также экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства принимается в отношении должников первой группы - ФНС России, в отношении должников второй и третьей групп - Управлением независимо от уровня контроля.

5.12. Не позднее 10 рабочих дней с даты наступления обстоятельств, являющихся основанием для голосования за иную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (далее - СРО АУ), Инспекция с учетом требований, установленных пунктом 2.7 настоящего Порядка, направляет в Управление материалы для принятия решения о голосовании за иную СРО АУ, Управление не позднее 5 рабочих дней направляет их в ФНС России с приложением своего мотивированного мнения.

Не позднее 5 рабочих дней с даты получения решения о выборе иной СРО АУ Инспекция инициирует проведение собрания кредиторов с включением в повестку дня следующих вопросов: об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего, о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, об избрании представителя собрания кредиторов (в случае, если он ранее не избирался).

(п. 5.12 в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.13. В случае, если основанием для отстранения арбитражного управляющего является выявление обстоятельств, препятствующих его утверждению (не возмещен ущерб, причиненный в других делах о банкротстве, исключение из числа членов саморегулируемой организации, утрата формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну и т.п.), Инспекция самостоятельно направляет в суд ходатайство об отстранении арбитражного управляющего не позднее 5 рабочих дней с даты выявления указанных обстоятельств.

5.14. Инспекция обеспечивает участие своего представителя во всех судебных заседаниях по делам о банкротстве, в которых ФНС России реализует функции уполномоченного органа по представлению требований об уплате обязательных платежей (в том числе капитализированных платежей) и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, собраниях кредиторов и заседаниях комитетов кредиторов (при избрании в комитет кредиторов).

Без участия представителя уполномоченного органа в судебных заседаниях допускается рассмотрение следующих вопросов:

- о завершении конкурсного производства при отсутствии у уполномоченного органа разногласий с выводами арбитражного управляющего;

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- об отстранении руководителя должника от исполнения обязанностей;

- судебные заседания в отношении должников, по которым отсутствует задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам, подлежащая включению в реестр требований кредиторов;

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- об установлении требований конкурсных кредиторов, направленных в арбитражный суд после закрытия реестра требований кредиторов (за исключением случая, когда отсутствуют требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов);

- об установлении требований конкурсных кредиторов при отсутствии у уполномоченного органа возражений относительно оснований, размера и срока возникновения указанных требований.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае проведения судебного заседания в арбитражном суде, находящемся на территории другого субъекта Российской Федерации, Инспекция вправе принять участие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, направив в суд соответствующее ходатайство без согласования его с вышестоящим налоговым органом.

Вышестоящий налоговый орган вправе направить своих представителей для участия в любом собрании кредиторов, в заседании комитета кредиторов, судебном заседании по должникам любой группы.

При участии в собраниях кредиторов, на заседаниях комитета кредиторов или судебных заседаниях одновременно представителей вышестоящих и нижестоящих налоговых органов представители нижестоящих налоговых органов обязаны выполнять указания представителей вышестоящего налогового органа.

5.15. В случае неполучения Инспекцией письменных указаний, необходимых для выработки позиции сотрудника, принимающего участие в судебных заседаниях, собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов (за исключением вопросов о переходе к иной процедуре банкротства, о выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих, о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, о реализации имущества, об утверждении плана внешнего управления, о замещении активов, об определении персонального состава комитета кредиторов, об одобрении (утверждении) плана (изменений в план) реструктуризации долгов гражданина), решение принимается руководителем Инспекции (его заместителем) с предоставлением отчета в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 2.8.5 настоящего Порядка.

(в ред. Приказов ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@, от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.16. При участии представителя уполномоченного органа в собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов или судебных заседаниях повторное согласование проекта приказа о голосовании (поручения об участии в судебном заседании) с вышестоящим налоговым органом не требуется в случаях отложения рассмотрения вопросов, по которым позиция ранее согласована в установленном порядке и при отсутствии вновь выявленных обстоятельств.

В случае, если на собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов) принято решение с учетом мнения уполномоченного органа в полном объеме, Инспекция вправе принять участие в судебном заседании без дополнительного согласования позиции с вышестоящим налоговым органом, при условии отсутствия вновь выявленных обстоятельств.

Такими обстоятельствами являются:

- представление лицами, участвующими в деле о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве собранию кредиторов (комитету кредиторов), в арбитражный суд дополнительных документов, пояснений, отзывов, ходатайств, опровергающих ранее согласованную позицию уполномоченного органа;

- представление документов, истребованных в порядке пункта 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве, либо истребованных судом самостоятельно;

- представление документов, из-за отсутствия которых откладывалось собрание кредиторов.

(п. 5.16 в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.17. По результатам состоявшихся собраний кредиторов, заседаний комитетов кредиторов, судебных заседаний составляется отчет по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. Отчет представителя об участии в собрании кредиторов, в заседаниях комитета кредиторов или судебном заседании по должникам первой и второй групп направляется в вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением на группы вне зависимости от уровня контроля не позднее двух рабочих дней, копия протокола - в течение десяти календарных дней, со дня их проведения, копии определений (решений) арбитражных судов - не позднее двух рабочих дней после их опубликования на интернет-сайте арбитражного суда или получения территориальным налоговым органом, соответственно.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.18. Копии документов, предоставление которых в вышестоящий налоговый орган предусмотрено настоящим Порядком, направляются в электронном виде, путем их сканирования в многостраничные файлы с расширением "tiff" или "pdf", систематизируя их по освещаемым ими вопросам.

При невозможности сканирования указанных документов для направления их в вышестоящий налоговый орган допускается направление их фотокопий.

Предоставление документов на бумажном носителе допускается исключительно по запросу вышестоящего налогового органа.

6. При изменении места нахождения должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, исполнение функций уполномоченного органа в данном деле о банкротстве (далее - сопровождение дела о банкротстве) осуществляет налоговый орган по новому месту нахождения должника с даты поступления дела о банкротстве, сформированного в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.

В случае поступления дела о банкротстве, не содержащего каких-либо документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, налоговый орган по новому месту нахождения должника направляет запрос в налоговый орган по предыдущему месту нахождения должника о представлении недостающих документов, а также информирует о данном факте ФНС России.

Поступление дела о банкротстве, сформированного не в полном объеме, либо непредставление запрошенных недостающих документов дела о банкротстве не является основанием для налогового органа по новому месту нахождения должника для невыполнения функций уполномоченного органа.

До поступления дела о банкротстве в налоговый орган по новому месту нахождения должника исполнение функций уполномоченного органа в данном деле о банкротстве продолжает осуществлять налоговый орган по прежнему месту нахождения должника, который должен подготовить копии документов, необходимых для участия в ранее назначенных судебных заседаниях, собраниях (заседаниях комитетов) кредиторов и иных мероприятиях с участием уполномоченного органа, а также участия в рассмотрении фактически поданных данным налоговым органом в арбитражный суд жалоб, ходатайств и заявлений до завершения их рассмотрения.

Налоговый орган по новому месту нахождения должника в течение 5 рабочих дней с даты поступления дела о банкротстве направляет в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, арбитражному управляющему, держателю реестра требований кредиторов (при его избрании) и всем участвующим в деле о банкротстве лицам уведомление об изменении адреса, по которому необходимо направлять корреспонденцию по данному делу о банкротстве.

6.1. Для обеспечения исполнения функций уполномоченного органа в деле о банкротстве должника налоговый орган, на сопровождении которого находится данное дело, вправе направить в налоговый орган по месту проведения собрания (заседания комитета) кредиторов, судебного заседания соответствующий приказ о голосовании на собрании кредиторов (поручение об участии в судебном заседании), содержащий позицию уполномоченного органа по рассматриваемым вопросам, с приложением материалов, необходимых для надлежащего выполнения функции уполномоченного органа (копии запросов, жалоб, ходатайств, доказательств и т.д.).

Налоговый орган по месту проведения собрания (заседания комитета) кредиторов, судебного заседания оформляет приказ, содержащий поручение конкретному сотруднику, имеющему соответствующую доверенность, принять участие в собрании (заседании комитета) кредиторов, судебном заседании и заявить позицию, содержащуюся в приказе (поручении) налогового органа, на сопровождении которого находится данное дело о банкротстве.

(п. 6.1 в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2. Налоговый орган, на сопровождении которого находится дело о банкротстве, вправе направить в иной налоговый орган поручение об ознакомлении с материалами данного дела в арбитражном суде или по адресу, указанному в уведомлении о проведении собрания (заседания комитета) кредиторов, а также о вручении уведомления, запроса арбитражному управляющему, проведении осмотра имущества или выполнения иных действий, необходимых для исполнения функций уполномоченного органа в деле о банкротстве.

Соответствующее поручение должно быть исполнено в кратчайшие сроки, с учетом времени, необходимого для подготовки к совершению соответствующих действий.

О ходе исполнения поручения (о невозможности его исполнения с указанием причин) налоговый орган, на сопровождении которого находится данное дело, информируется незамедлительно.

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

6.3. Направление иному налоговому органу соответствующих документов (приказа, поручения) допускается в случае невозможности обеспечения участия налоговым органом, сопровождающим данное дело о банкротстве, своего представителя по месту проведения соответствующих судебных заседаний (заседаний комитета) кредиторов, места ознакомления с материалами, места жительства арбитражного управляющего, ввиду их удаленности.

6.4. Отчет об участии в собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов), судебном заседании вместе с документами, которые получены при их проведении, направляются в налоговый орган, на сопровождении которого находится дело о банкротстве, а в случае отнесения должника к первой или второй группе - в вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением должников на группы вне зависимости от уровня контроля в срок, установленный пунктом 2.8.5 настоящего Порядка.

(п. 6.4 в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. ФНС России через свои территориальные органы реализует функции уполномоченного органа, в том числе путем ежедневного мониторинга интернет-сайта Федеральных арбитражных судов Российской Федерации, официального издания, определенного регулирующим органом в соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве, а также сведений, размещенных на Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (в том числе операторов электронных торговых площадок).

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сбор и анализ информации в отношении процедур банкротства должны обеспечить:

- своевременное информирование вышестоящего налогового органа о предстоящих событиях, касающихся реализации процедур банкротства (о подаче коммерческим кредитором заявления о признании организации, имеющей задолженность перед Российской Федерацией, банкротом; о собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов, судебных заседаниях, торгах и других событиях);

- оперативную подготовку и представление в вышестоящие налоговые органы обоснованных проектов приказов и поручений, предусмотренных настоящим Порядком, для своевременного принятия соответствующего решения и согласования указанных проектов;

- своевременное информирование соответствующих вышестоящих налоговых органов о результатах состоявшихся мероприятий;

- контроль за реализацией нижестоящими налоговыми органами функций уполномоченного органа.

8. Для организации надлежащего контроля за делами о банкротстве и процедурами, применяемыми в делах о банкротстве, Инспекцией в отношении всех должников, имеющих задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией (в том числе по выплате капитализированных платежей), и в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), формируется дело о банкротстве должника.

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дело о банкротстве должника должно содержать:

- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (Единого государственного реестра налогоплательщиков);

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- учредительные документы;

- данные о реестродержателе - для акционерных обществ (наименование, местонахождение);

- сведения об эмитированных ценных бумагах: зарегистрированные решение о выпуске и отчет об итогах выпуска ценных бумаг организации;

- копии плана приватизации, актов оценки имущества предприятия (с изменениями, если они вносились), документы или информация о его выполнении;

- сведения о наличии признаков градообразующей, сельскохозяйственной, финансовой, стратегической организации, организации оборонно-промышленного комплекса, а также субъекта естественной монополии;

- документы о предоставлении отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита, реструктуризации задолженности, предоставленной в соответствии с налоговым и (или) бюджетным законодательством;

- копии решений налоговых (иных государственных органов), вынесенные по результатам проверок должника;

- копии решений налогового органа, принятые в отношении должника, конкурсных кредиторов, арбитражного управляющего в ходе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

- копию уведомления судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте принадлежащего должнику имущества четвертой очереди, направленного в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";

- копии уведомлений налогового органа, направленных судебному приставу-исполнителю, об осуществлении или неосуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

- копии заявлений о признании должника банкротом (в случае, если с заявлением обратился уполномоченный орган);

- копии заявлений о признании должника банкротом с приложениями (в случае, если с заявлением обратился должник, либо конкурсный кредитор);

- копии требований уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов;

- копии документов, обосновывающих размер требований конкурсных кредиторов должника, имеющих не менее 10% голосов на собрании кредиторов должника, документы, предоставляемые в арбитражный суд в целях установления требований кредитора, определение арбитражного суда об установлении требований кредитора, а также заключение об обоснованности (необоснованности) данных требований;

- копии приказов Инспекции о голосовании, поручений об участии в судебном заседании;

- копии писем о направлении проектов приказов о голосовании, поручений об участии в судебных заседаниях в вышестоящий налоговый орган (при необходимости их согласования);

- документы, указанные в пунктах 5 - 5.12 настоящего Порядка;

- письмо вышестоящего налогового органа о согласовании позиции уполномоченного органа;

- отчет по форме, согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;

- копии писем о направлении отчета в вышестоящий налоговый орган (при необходимости);

- копии протоколов собраний кредиторов, заседаний комитетов кредиторов (в случае, если представитель уполномоченного органа является членом комитета кредиторов);

- копии писем о направлении протоколов собраний кредиторов, заседаний комитетов кредиторов в вышестоящий налоговый орган (при необходимости);

- документы, отражающие ход и результаты реализации имущества должника (публикации о проведении торгов, протоколы о результатах торгов, договоры купли-продажи имущества, доказательства оплаты);

- копии обращений Инспекции в правоохранительные органы, саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, орган по контролю (надзору) и ответов на указанные обращения;

- иные документы и информацию, необходимые для принятия уполномоченным органом решений.

Сведения, необходимые для формирования дела о банкротстве и ведения информационного ресурса, могут быть взяты из официальных общедоступных информационных ресурсов - Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, СПАРК-ИНТЕРФАКС, картотека арбитражных дел, интернет-сайты ФНС России, ФССП России и т.п.

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

9. Контроль за исполнением должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренных статьей 84 Закона о банкротстве, планом реструктуризации долгов гражданина, а также соблюдения условий мирового соглашения осуществляется Инспекцией.

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Не позднее одного месяца с даты выявления невыполнения должником графика погашения задолженности, плана реструктуризации долгов гражданина Инспекция обязана:

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- в отношении должников первой и второй групп направить сведения соответственно в ФНС России и Управление с мотивированным обоснованием своей позиции и приложением документов и действовать согласно полученным указаниям;

- в отношении должника третьей группы направить в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении финансового оздоровления (об отмене плана реструктуризации долгов гражданина), а также направить арбитражному управляющему требование о созыве собрания кредиторов по вопросу досрочного прекращения финансового оздоровления (отмены плана реструктуризации долгов гражданина).

(в ред. Приказа ФНС России от 29.09.2015 N ММВ-7-8/418@)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Не позднее одного месяца с даты выявления невыполнения должником условий мирового соглашения Инспекция обязана:

- в отношении должников первой и второй групп направить сведения соответственно в ФНС России и Управление с мотивированным обоснованием своей позиции и приложением документов и действовать согласно полученным указаниям;

- в отношении должника третьей группы направить в арбитражный суд заявление о расторжении мирового соглашения.

В случае если требования уполномоченного органа на дату утверждения мирового соглашения составляли менее чем одна четвертая требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику, Инспекция предпринимает меры по направлению в арбитражный суд искового заявления о взыскании неуплаченных по мировому соглашению сумм денежных средств, и, при последующем неисполнении соответствующего решения о взыскании денежных средств, при наличии предусмотренных действующими нормативными правовыми актами оснований, по возбуждению нового дела о банкротстве.

10. В случае выявления нарушений по уплате текущих платежей в ходе реализации в отношении должника процедур финансового оздоровления либо внешнего управления Инспекция обращается к арбитражному управляющему с уведомлением о том, что в случае непогашения задолженности по текущим платежам в двухнедельный срок после получения уведомления уполномоченный орган инициирует собрание кредиторов по рассмотрению вопроса о смене процедуры банкротства.

Основанием для ненаправления указанного уведомления административному или внешнему управляющему является отсутствие возможности потребовать созыва собрания кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о банкротстве, в том числе совместно с другими кредиторами.

(абзац введен Приказом ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

10.1. Инспекция осуществляет контроль за выполнением должником, находящимся в процедуре банкротства, обязанности по уплате текущих платежей путем:

- проведения анализа полноты обеспечения текущей задолженности мерами принудительного взыскания;

- своевременного перевыставления поручений налогового органа в связи с закрытием счетов;

КонсультантПлюс: примечание.

Абзац четвертый пункта 10.1 Порядка применяется после утверждения ФНС России согласованного с Центральным банком Российской Федерации Порядка контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

- контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, по исполнению поручений налогоплательщика, а также налогового органа по перечислению текущих платежей;

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- анализа причин приостановления исполнения поручений налогового органа;

- возобновление в ходе конкурсного производства действия поручений налогового органа по взысканию текущей задолженности, ранее приостановленных к исполнению в связи с возбуждением судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

10.2. Управление на постоянной основе осуществляет мониторинг и не реже чем 1 раз в квартал обобщает информацию о состоянии работы по взысканию текущих налоговых платежей.

11. Вышестоящий налоговый орган вправе непосредственно осуществлять любые действия, относимые настоящим Порядком к компетенции нижестоящего налогового органа, информируя об этом нижестоящий налоговый орган.

12. При инициировании конкурсными кредиторами дел о банкротстве должников всех групп Управления осуществляют контроль за своевременностью и полнотой предъявления требований к должникам, имеющим задолженность перед Российской Федерацией по денежным обязательствам и обязательным платежам, и обязательностью участия представителей уполномоченного органа на первом собрании кредиторов.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Инспекции путем мониторинга сообщений в журнале "Вестник государственной регистрации" осуществляют контроль за принятыми решениями о предстоящем исключении юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц.

Управления осуществляют контроль за своевременностью и полнотой предъявления Инспекциями требований к должникам, имеющим задолженность перед Российской Федерацией по денежным обязательствам и обязательным платежам.

(в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2014 N ММВ-7-8/473@)

(см. текст в предыдущей редакции)