3. Особенности учета расхода драгметаллов и затрат на производство

3. Особенности учета расхода драгметаллов и затрат

на производство

3.1. Главной особенностью является учет драгоценных материалов и затрат на них.

3.2. Отпуск в производство и учет использования драгоценных металлов и комплектующих изделий осуществляется в соответствии с действующими инструкциями Министерства финансов о порядке получения, хранения, расходования и учета драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней при изготовлении ювелирных изделий и часов.

3.3. Основными видами документов по оформлению отпуска материалов на производство являются лимитно-заборные карты и наряды. Основанием для выписки этих документов служат лимиты отпуска материалов на производство.

3.3.1. Лимитно-заборные карты выписываются на конкретный вид материалов с указанием проб, профилей, размеров, характеристик, количества и массы в двух экземплярах. Один экземпляр лимитно-заборной карты передается в кладовую сырья, второй - в кладовую цеха-получателя.

3.3.2. Лимиты на отпуск материалов в производство устанавливаются на основании утвержденных норм расхода материалов, производственных программ цехов с учетом остатков материалов, не израсходованных цехами на начало планируемого периода.

3.3.3. Сводный учет использования материалов осуществляется бухгалтерией, а контроль за использованием материалов осуществляется техническими службами предприятия.

3.3.4. Отклонения от норм по расходу материалов выявляются методом документирования и инвентарным методом.

Методом документирования пользуются для выявления отклонений, возникающих вследствие замены материалов и при отпуске сверх норм штучных материалов.

При инвентарном методе отклонения выявляются по каждому виду и номенклатурному номеру материалов, по отдельным исполнителям или цеху в целом. При этом методе основным учетным регистром являются "Карты учета использования материалов", ведущиеся на каждый шифр изделия (детали).

Учет нормативного и фактического расхода драгметаллов, а также отчеты об их использовании в производстве осуществляются на основании Инструкции И-013-93.

3.4. На предприятии разрабатываются пооперационные нормативы отходов и потерь драгоценных металлов на все шифры выпускаемых изделий, которые доводятся до работников бухгалтерии, участков, цехов и отделов.

Для обеспечения учета и контроля за полнотой сбора отходов разрабатываются:

схемы образования и концентрации отходов, содержащих драгоценные металлы;

зоны индивидуального сбора отходов для каждого материально ответственного лица;

зоны сбора общезаводских отходов драгоценных металлов;

график очистки мест сосредоточения отходов и сроков их переработки.

3.5. Клеймение изделий из драгоценных металлов в инспекциях пробирного надзора производится на основе данных опробирования на пробирном камне и результатов контрольного анализа.

3.5.1. Выдача изделий на участок клеймения и прием их после клеймения осуществляется через межоперационную кладовую по накладной с обязательным взвешиванием партии изделий до и после операции.

3.5.2. Изделия, предназначенные для отправки в инспекцию пробирного надзора, сопровождаются накладной и "заявлением-квитанцией" (типовая форма Министерства финансов) в 3-х экземплярах. Первый экземпляр "заявления-квитанции" находится у экспедитора и сопровождает партию изделий в инспекцию пробирного надзора и обратно до момента сдачи изделий в кладовую клейменных изделий по накладной (форма приведена в Инструкции И-013-93). После этого "заявление-квитанция" сдается в бухгалтерию. Второй и третий экземпляры "заявления-квитанции" предназначены для инспекции пробирного надзора.

"Заявление-квитанция" является приемо-сдаточным документом строгой отчетности и служит основанием для расчетов с инспекцией пробирного надзора за произведенное клеймение ювелирных изделий.

3.5.3. Разница в массе изделий до и после клеймения в инспекции пробирного надзора, превышающая нормативные потери на эту операцию, списывается по решению инвентаризационной комиссии.

3.5.4. Все потери, связанные с технологическим браком на финишных технологических операциях и повторным клеймением этих изделий, включаются в полном объеме в себестоимость изделий по утвержденным нормам.

3.5.5. В установленные сроки бухгалтерия предприятия составляет сводную ведомость движения драгоценных материалов и сличения фактического наличия с учетными данными по изделиям, отправляемым на клеймение в инспекцию пробирного надзора и получаемым после клеймения.

3.6. Учет покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов осуществляется аналогично учету сырья и материалов в производстве исходя из требований, предъявляемых Инструкцией И-013-93.

3.7. В целях полного учета движения на предприятии валютных ценностей (драгоценных металлов и камней), а также с целью обеспечения переоценки драгоценных материалов в связи с изменением курса валют на ювелирных предприятиях осуществляется строгий учет незавершенного производства.

Данные учета незавершенного производства разносятся по соответствующим статьям фактической себестоимости.

3.7.1. К незавершенному производству относится продукция, прошедшая обработку в цехах, но не переданная на склад готовой продукции, коммерческой службе предприятия.

3.7.2. Не относятся к незавершенному производству: сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, полученные цехами, но не подвергавшиеся обработке, независимо от того, где они находятся (в кладовых или на рабочих местах), отходы, окончательно забракованные детали и изделия.

3.8. При серийном характере производства при помощи учета движения деталей осуществляется контроль на каждой стадии обработки партии деталей. Каждая партия деталей после прохождения той или иной операции или ряда операций сдается в цеховую кладовую.

Учет деталей в цехах (участках) включает:

учет поступления деталей со стороны;

учет деталей и заготовок, а также учет узлов, собираемых в цехе;

учет движения деталей по операциям и определение пооперационной готовности деталей на данный момент;

учет сдачи деталей другим цехам или на склад;

учет межцеховой передачи деталей на кооперированную обработку и возвращение после нее;

учет списания деталей в брак, на контрольные испытания и другие нужды, а также учет списания недостач и оприходования излишков.

3.9. Учет драгоценных материалов в процессе производства ювелирных изделий организуется в строгом соответствии с утвержденными для каждого производственного подразделения схемами материало- и документопотоков и генеральной схемой движения драгоценных материалов по предприятию.

Учет движения драгоценных материалов осуществляется на унифицированных формах учетно-отчетной документации, предусмотренных Инструкцией И-013-93 и отражающих специфику учета на конкретных технологических операциях.

Допускается учет движения деталей в производстве не по отдельным деталям, а по комплектам.

Учет движения драгоценных металлов организуется по всем технологическим операциям изготовления ювелирного изделия по каждому материально ответственному лицу.

3.10. Предприятие проводит инвентаризацию незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки ежеквартально, а при необходимости ежемесячно. Инвентаризация незавершенного производства имеет целью: определить его объемы (т.е. установить фактическое наличие заделов деталей, узлов, изделий, не законченных изготовлением и сборкой и находящихся в производстве); фактическую комплектность незавершенного производства и выявление неучтенного брака, фактическую себестоимость.

Незавершенное производство инвентаризируется по конкретному местонахождению полуфабрикатов и других ценностей и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся, при непременном участии материально ответственных лиц, а в случае бригадной материальной ответственности - с обязательным участием бригадира или его заместителя, а также членов бригады, работающих на момент начала инвентаризации.

3.10.1. Для проведения инвентаризации в структурных подразделениях предприятий создаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе представителя администрации предприятия и специалистов (технолог, экономист, работник бухгалтерии).

Работа местных комиссий организуется и контролируется постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссией (ЦИК), включающей главного инженера (председателя комиссии), главного бухгалтера или его заместителя по драгоценным металлам, главного технолога, начальника юридического отдела (бюро), начальника отдела режима.

3.10.2. Руководители организаций и предприятий несут персональную ответственность за организацию, качественное и своевременное проведение инвентаризации, рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации, осуществление мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ее ходе.

3.10.3. Инвентаризация остатков заделов незавершенного производства осуществляется путем фактического подсчета, взвешивания и перемеривания. Инвентаризационные описи незавершенного производства составляются отдельно по каждому материально ответственному лицу, цеху, участку, отделу с указанием наименования, процента готовности, количества и объема. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих-ювелиров, не подвергшиеся обработке, в инвентаризационную опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются особо и включаются в отдельные описи (форма СЮ-10 Инструкции И-013-93).

3.10.4. Для выявления результатов инвентаризации составляются сличительные ведомости (в соответствии с Инструкцией И-013-93). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данных инвентаризационных описей.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после окончания инвентаризации.

3.10.5. По результатам инвентаризации незавершенного производства и для расчета с материально ответственными лицами расхождения между данными учета и фактическими остатками драгоценных материалов классифицируются как излишки, экономия, сверхнормативные потери и недостачи. Выявленные при инвентаризации незавершенного производства расхождения между фактическим наличием драгоценных материалов и данными бухгалтерского учета регулируются в порядке, установленном Инструкцией И-013-93.

3.10.6. Данные о себестоимости остатков незавершенного производства по цехам обобщаются по заводу в целом с выделением затрат каждого цеха.

3.11. Потери от брака в производстве. В зависимости от места обнаружения брак подразделяется на внутренний, выявленный на предприятии до отправки потребителям, и внешний, выявленный потребителем.

3.11.1. Поступающие от заказчика рекламации на некачественную продукцию (внешний брак) заносятся в специальный журнал отдела технического контроля для рассмотрения причин рекламаций, принятия по ним решений и устранения причин брака по предъявленной рекламации.

К внешнему браку относятся также затраты по ремонту проданной с гарантией продукции, если она вышла из строя ранее гарантийного срока (стоимость замененных деталей по гарантийному сроку службы, а также зарплата рабочих и расходы материалов по исправлению дефектов в изделиях).

Потери от внешнего брака, относящиеся к основной продукции, выработанной в прошлом отчетном периоде, списываются на себестоимость аналогичных изделий, выпущенных в текущем периоде, а при их отсутствии распределяются между изделиями, включаемыми в товарную продукцию по методу распределения общезаводских расходов.

3.11.2. Во всех случаях выявления внутреннего брака должен составляться "Акт о браке" (форма СЮ-47 Инструкции И-013-93) в 2-х экз. Порядок оформления "Акта о браке" и участники его составления определены Инструкцией И-013-93.

3.11.3. Забракованные в течение смены детали, полуфабрикаты, узлы и изделия сдаются в изолятор брака.

В изоляторе брака забракованные изделия, детали, узлы хранятся раздельно по видам брака (исправимый и окончательный), металлам, пробам, наличию оттиска государственного пробирного клейма и видам изделий.

Брак драгоценных камней и потери драгоценных металлов, образующиеся при раскрепке, списываются на издержки производства только при наличии акта о раскрепке.

3.11.4. Окончательно забракованные изделия, детали и узлы из драгоценных металлов по мере накопления оплавляются на участке плавки в порядке, предусмотренном Инструкцией И-013-93.

3.11.5. По истечении отчетного месяца на основании первичных документов по учету брака составляется отчет о себестоимости брака.

Стоимость забракованных деталей по цене возможного использования, а также удержания, произведенные с виновных лиц, исключаются из себестоимости брака.

Фактические затраты на исправление брака отражаются в отчете о себестоимости брака по каждому цеху и виновникам. Эти затраты записываются по статьям расходов на счет брака в производстве.