Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приказ Генпрокуратуры РФ от 24.10.1996 N 59 "О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 24 октября 1996 г. N 59

О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ

В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

Результаты работы органов прокуратуры по использованию полномочий в арбитражном процессе свидетельствуют о реальном становлении нового направления прокурорской деятельности, положительной роли прокуратуры в защите государственных и общественных интересов, в укреплении законности и предупреждении правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Достижение позитивных результатов во многом обусловлено правильными ориентирами в организации работы, выборе методов и средств прокурорского реагирования.

В целях дальнейшего совершенствования работы, полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном судопроизводстве приказываю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам принять, в пределах их компетенции, исчерпывающие меры, направленные на полное, своевременное использование полномочий на подготовку и предъявление в арбитражные суды исков в защиту государственных и общественных интересов, участие в их рассмотрении, обжалование и опротестование незаконных и необоснованных судебных актов.

Участие прокуроров в арбитражном процессе рассматривать как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.

2. Использовать обращения с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

2.1. При решении вопросов о подготовке и предъявлении исков считать безусловно необходимым вмешательство прокурора для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:

- выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (ст. 30 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и др.);

- занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;

- наличия данных о недействительности оспоримых сделок и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;

- нарушений природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;

- невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов, целевых программ;

- несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.

2.2. Особую взвешенность проявлять при подготовке исков в интересах предприятий, организаций и граждан - предпринимателей.

Считать необходимым предъявление подобных исков в первую очередь в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и других должностных лиц. В последнем случае наряду с предъявлением иска следует решать вопросы о привлечении к ответственности виновных.

Иски в интересах иных юридических лиц предъявлять в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных (публичных) интересов (срыв выпуска социально значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создание предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).

3. Работу по подготовке, предъявлению и поддержанию исков в арбитражных судах строить в тесном взаимодействии прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, их подразделений, городских и районных прокуратур.

Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных и общественных интересов возложить на руководителей районных, городских и приравненных к ним прокуратур, а также начальников управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осуществляющих изучение материалов, расследование уголовных дел, проверку законности приговоров и решений по уголовным и гражданским делам.

4. В целях создания надлежащих организационно - кадровых предпосылок эффективного решения задач на актуальном направлении прокурорской деятельности завершить работу по формированию в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации на правах самостоятельных подразделений отделов (групп) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе. Укомплектовать их подготовленными прокурорами, способными решать вопросы на высоком профессиональном уровне.

5. Возложить на отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе следующие основные обязанности:

- рассмотрение поступивших из других подразделений данной прокуратуры и подчиненных прокуратур материалов, требующих реагирования в форме иска в арбитражные суды; оформление исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных и общественных интересов; направление исковых заявлений (заявлений) согласно установленным правилам о подсудности споров;

- участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров, в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам, участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;

- рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

- постановка перед прокурором (заместителем прокурора) вопроса о запросе из арбитражного суда на срок до пяти рабочих дней арбитражного дела в целях реализации права на обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю с представлением о принесении протеста в порядке надзора;

- изучение по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора (заместителя прокурора), в том числе в арбитражном суде, дел, судебные акты по которым могут быть пересмотрены в порядке надзора; подготовка представлений об опротестовании в порядке надзора незаконных и необоснованных судебных постановлений;

- анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур; координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков в защиту государственных и общественных интересов; распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры.

6. Обеспечить качество, правовую и фактическую обоснованность обращений в арбитражный суд, оформление процессуальных документов в строгом соответствии с требованиями законодательства.

В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о применении мер по обеспечению иска.

7. Принимать обязательное участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

7.1. Эту обязанность выполнять, как правило, силами аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

7.2. Прокурору, обратившемуся с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд не по месту нахождения данной прокуратуры (если в деле не обеспечено участие подчиненных ему работников), одновременно с направлением материалов в суд высылать копии документов соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе работников данной территориальной прокуратуры, а также информировать об этом арбитражный суд.

7.3. Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбужденных по инициативе прокурора другого субъекта Российской Федерации.

7.4. Прокурор, направивший исковое заявление (заявление), апелляционную или кассационную жалобу в арбитражный суд другой территории, должен незамедлительно извещаться о результатах их рассмотрения прокурором, принимавшим участие в суде.

8. На всех стадиях арбитражного процесса позицию прокуроров определять в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел и внутренним убеждением, последовательно отстаивать ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.

Своевременно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Постановку вопросов в жалобах увязывать с определенными законом полномочиями апелляционной и кассационной инстанций по пересмотру состоявшихся решений.

В необходимых случаях заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых в первой и апелляционной инстанциях.

9. Использовать все имеющиеся процессуальные возможности в целях реального исполнения решений арбитражных судов по делам по искам прокуроров.

10. При рассмотрении обращений лиц, указанных в пункте 5 настоящего Приказа, о проверке законности и обоснованности решений, определений и постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу, активнее использовать полномочия по проведению проверок доводов заявителей.

При наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора обращаться с соответствующим представлением к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю, обеспечить представление дополнительных документов и иных доказательств в подтверждение доводов о необходимости пересмотра состоявшихся судебных актов. При отказе в таком обращении составлять мотивированное заключение по делу, сообщать об этом заявителям.

11. Учитывая, что статья 51 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусматривает порядок, согласно которому судьи арбитражного суда осуществляют правосудие в мантиях, прокуроры, участвующие в заседаниях арбитражного суда и имеющие классные чины, должны быть в форменном обмундировании.

12. Управлению по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно изучать и направлять деятельность нижестоящих прокуратур по реализации ими полномочий в арбитражном процессе, принимать меры к ее совершенствованию. Обеспечить взаимодействие в этой работе с другими управлениями и отделами, научными организациями и учебными заведениями Генеральной прокуратуры.

13. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном судопроизводстве исходя из совокупности данных, характеризующих оперативность и обоснованность подготовки и предъявления исков, качество поддержания их в суде, эффективность обжалования решений и постановлений об отказе в удовлетворении исковых требований, обоснованность представлений об опротестовании в порядке надзора судебных постановлений.

14. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г.

Приказ направить прокурорам республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, Волжскому природоохранному прокурору, прокурорам городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам.

Считать недействующим Приказ и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 01.08.95 N 41 "О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе".

Генеральный прокурор

Российской Федерации,

Действительный государственный

советник юстиции

Ю.И.СКУРАТОВ