Решение Верховного Суда РФ от 27.04.2012 N АКПИ12-181 <Об удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 75 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 20.07.2000 N 782>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2012 г. N АКПИ12-181

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании частично недействующими пунктов 5, 8, 20, 23, 33, 34 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, пунктов 2, 24, 33, 35, 40, 75 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 1999 г., N 52, ст. 6396, "Российской газете" 31 декабря 1999 г., N 255.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782 утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 2000 г., N 2349 и опубликован в "Российской газете" 22 августа 2000 г., N 162, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 28 августа 2000 г., N 35.

Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 5, 8, 20, 23, 33, 34 Правил, пунктов 2, 24, 33, 35, 40, 75 Инструкции, ссылаясь на то, что они противоречат Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г., вступила в силу для СССР 21 мая 1977 г.) (далее - Конвенция), создают угрозу нарушения его права как кандидата в водители относительно тех категорий, которые он намерен получить, и водителя транспортных средств относительно имеющихся у него категорий.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что:

- пункты 5, 8, 33, 34 Правил и пункты 24, 33, 35, 40 Инструкции в части, предусматривающей выдачу водительских удостоверений с разрешающими отметками в графах "A", "B", "C", "D", "E" и "трамвай", "троллейбус", противоречат положениям Конвенции, в которой отсутствуют какие-либо разрешающие отметки;

- пункт 34 Правил и пункт 33 Инструкции в части, предусматривающей наличие в водительских удостоверениях в графе "Особые отметки" указания о праве управления трамваем и троллейбусом, а также других необходимых данных, противоречат статье 41 Конвенции, Приложению 6 к ней;

- пункты 20, 23 Правил в части, предоставляющей Главному управлению Государственной инспекции право утверждать методику сдачи экзаменов и экзаменационные билеты, не соответствуют части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

- пункт 2 Инструкции в части сноски "Образцы бланков водительских удостоверений утверждены Приказами МВД России от 19 февраля 1999 г. N 120, от 28 сентября 1998 г. N 603", допускающей выдачу водительского удостоверения по форме, указанной в данных приказах, противоречит статье 41 Конвенции;

- пункт 75 Инструкции в части, допускающей аннулирование и утилизацию водительского удостоверения, не востребованного по истечении двух лет после окончания срока лишения, противоречит части 5 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой хранение водительских удостоверений осуществляется в течение трех лет после истечения срока лишения.

В судебное заседание Ч. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 15 марта 2012 г. N РД-П4-1448).

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации М., Ж., Ш., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Г. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

В силу статьи 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 3).

Конвенцией установлены требования, предъявляемые к национальным и международным водительским удостоверениям. 28 сентября 2004 г. в Конвенцию внесены поправки, вступившие в силу 28 марта 2006 г., которыми, в частности, изменены требования к форме и содержанию национального и международного водительских удостоверений (Приложения 6, 7).

Так, Приложением 6 к Конвенции установлено, что национальное водительское удостоверение может выдаваться для управления транспортными средствами следующих категорий: A, B, C, D, BE, CE, DE; помимо перечисленных выше категорий и подкатегорий, национальным законодательством могут предусматриваться и другие категории и подкатегории транспортных средств (пункты 8, 10).

Довод заявителя о несоответствии Правил и Инструкции требованиям, предъявляемым Конвенцией к национальным водительским удостоверениям, суд не может признать обоснованным.

Согласно пункту 2 статьи 43 Конвенции Договаривающиеся Стороны должны выдавать национальные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией Приложения 6 не позднее чем через пять лет после ее вступления в силу.

В целях обеспечения международных обязательств Российской Федерации, связанных с вступлением в силу 28 марта 2006 г. поправок к Конвенции, касающихся требований к национальному водительскому удостоверению, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 365 утверждено и введено в действие с 1 марта 2011 г. описание образца водительского удостоверения (приложение N 1), в котором указаны категории транспортных средств, на право управления которыми может выдаваться удостоверение (А, В, С, Д, ВЕ, СЕ, ДЕ); установлено, что водительские удостоверения образцов N 1 и N 2, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. N 120 "Об утверждении образцов водительских удостоверений", действительны до окончания указанного в них срока действия.

Суд не может признать обоснованным довод заявителя о несоответствии Конвенции пунктов 5, 8, 33, 34 Правил и пунктов 24, 33, 35, 40 Инструкции, предусматривающих выдачу водительских удостоверений с разрешающими отметками в графах "A", "B", "C", "D" и "E", "трамвай", "троллейбус".

Согласно пункту 4 Правил водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах "A", "B", "C", "D" и "E" подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий. Следовательно, под разрешающими отметками в Правилах, а также в Инструкции, принятой в соответствии с Правилами, понимаются категории транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения.

Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право на управление трамваем, троллейбусом, а также других необходимых записей (стаж, группа крови, ручное управление и прочее) не противоречит Конвенции, согласно которой национальным законодательством могут предусматриваться и другие категории и подкатегории транспортных средств, в водительском удостоверении допускается наличие специальной пометки, требующей ношения данным лицом некоторых приспособлений или предусматривающей некоторое переустройство транспортного средства с учетом инвалидности водителя (пункты 4 статьи 41 Конвенции, пункты 4, 10 Приложения 6).

Указание в водительских удостоверениях разрешающих отметок не нарушает прав заявителя, поскольку выданные по старому образцу водительские удостоверения действительны до окончания указанного в них срока действия (пункт 1 статьи 43 Конвенции).

Утверждение заявителя о противоречии пунктов 20, 23 Правил в части предоставления Главному управлению Государственной инспекции права утверждать методику сдачи экзаменов и экзаменационные билеты части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не имеет значения по настоящему делу. Проверка конституционности нормативных правовых актов, перечисленных в части 2 (пункты "а" и "б") статьи 125 Конституции Российской Федерации, в число которых входят нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и не может быть осуществлена в порядке гражданского судопроизводства (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанные в сноске к пункту 2 Инструкции приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации признаны утратившими силу приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 365 "О введении в действие водительского удостоверения" и от 18 апреля 2011 г. N 206 "О введении в действие международного водительского удостоверения". Кроме того, сноска сама по себе не нарушает прав заявителя, поскольку не устанавливает каких-либо прав и обязанностей.

Пункт 75 Инструкции в части, допускающей аннулирование и утилизацию водительского удостоверения, не востребованного по истечении двух лет после окончания срока лишения права управления транспортными средствами, противоречит части 5 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой хранение водительских удостоверений осуществляется в течение трех лет после истечения срока лишения. В связи с этим данная норма в оспариваемой части подлежит признанию недействующей.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ч. удовлетворить частично.

Признать недействующим пункт 75 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782, в части, предусматривающей аннулирование и утилизацию водительских удостоверений, не востребованных по истечении двух лет после окончания срока лишения права управления транспортными средствами.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА