Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

13. Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации

13. Порядок регулирования инвентаризационных разниц

и оформления результатов инвентаризации

13.1. По всем недостачам и излишкам, а равно и потерям, связанным с пропуском сроков исковой давности по дебиторской задолженности, рабочей инвентаризационной комиссией должны быть получены письменные объяснения соответствующих работников.

На основании представленных объяснений и материалов постоянно действующая инвентаризационная комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, а также их излишков.

13.2. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей и свои заключения, предложения по результатам инвентаризации отражает в протоколе. В протоколе приводятся подробные сведения о причинах и виновниках недостач, потерь и излишков, указывается, какие меры приняты по отношению к виновным лицам, а также приводятся предложения по регулированию расхождений фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета.

13.3. В соответствии с пунктом 37 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

а) убыль ценностей в пределах установленных норм списывается по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций на издержки производства или обращения.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается.

При этом обращается внимание, что убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.

При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

б) недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц.

При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск;

Письмом Минфина СССР от 10.11.1987 N 212 подпункт "в" пункта 13.3 дополнен новым абзацем вторым следующего содержания:

"На предприятиях, в объединениях и организациях, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны самими предприятиями, объединениями и организациями с возмещением за счет хозрасчетного дохода коллектива".

в) недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны объединениями, предприятиями и организациями на издержки производства или обращения в соответствии с подпунктом "в" п. 37 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах.

При этом в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, должны быть указаны меры, принятые по предотвращению таких недостач и потерь.

Заключения о факте порчи ценностей должны быть получены от отдела технического контроля или соответствующих инспекций по качеству.

13.4. Ценности, оказавшиеся в излишке, в том числе и суммовые разницы при зачете недостач излишками при пересортице подлежат оприходованию с соответствующих счетов (например, на промышленных предприятиях выявленные при инвентаризации излишки материальных ценностей в цеховых кладовых приходуются со счета "Общецеховые расходы", а на заводских складах - со счета "Общезаводские расходы", при этом превышение излишков над недостачами на заводских складах относится на счет "Прибыли и убытки") с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Наличные деньги, не оправданные приходными кассовыми ордерами в государственных предприятиях и организациях, считаются излишком кассы и подлежат в трехдневный срок взносу в доход бюджета.

13.5. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Министерства или ведомства могут устанавливать порядок, когда такой зачет может быть допущен в отношении одной и той же группы товарно-материальных ценностей, если входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения.

Предложения о возможности взаимного зачета пересортицы рабочей инвентаризационной комиссией представляются на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии и окончательно решаются руководителем предприятия, который после изучения всех представленных материалов принимает соответствующее решение о зачете.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница стоимости должна быть отнесена на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи товаров сверх норм убыли и списываются на издержки производства или обращения в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 37 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах.

На разницы в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшиеся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такие разницы не могут быть отнесены на виновных лиц.

13.6. Установленные недостачи товарно-материальных ценностей, а также потери от их порчи взыскиваются с виновных лиц, как правило, по государственным розничным ценам, а при отсутствии розничных цен - в порядке, устанавливаемом Госкомцен СССР.

В отдельных случаях, устанавливаемых Советом Министров СССР, взыскание ущерба, причиненного хищением, недостачей или утратой, производится с виновных лиц по государственным розничным ценам с применением коэффициентов.

13.7. Протокол заседания комиссии утверждается руководителем предприятия не позднее 10 дней после окончания инвентаризации и он обязан немедленно принять меры к устранению причин, выявленных при инвентаризациях недостатков, обеспечению сохранности социалистической собственности, а также потребовать от соответствующих должностных лиц объяснения причин образования залежавшихся и излишних ценностей и принять меры по их использованию или реализации.

При проведении инвентаризаций по требованию следственных органов окончательный результат и утверждение протокола комиссии производится в кратчайшие сроки.

13.8. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

13.9. К объяснительной записке к годовому отчету в качестве обязательной расшифровки раздела "Инвентаризация" прилагается ведомость результатов инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств по форме согласно приложению N 5. В ведомости отражаются результаты всех инвентаризаций, проведенных в течение года.