Правительством РФ 30 мая 2013 года одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

1.4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях

В целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.

Основные положения состоят в следующем:

1) введение обязательной досудебной процедуры для всех актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

К преимуществам досудебного разбирательства для налогоплательщиков относятся: быстрый способ рассмотрения налогового спора - 15 дней (в судах рассмотрение налогового спора может продлиться от 3 месяцев до года); менее затратный способ защиты прав (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела в суде, в том числе на оплату услуг представителей); решение по жалобам имеет более быстрый срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта; процесс порядка оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством; в отличие от судебного рассмотрения спора при досудебном обжаловании отсутствуют репутационные риски.

Введение обязательной досудебной процедуры урегулирования для всех категорий налоговых споров позволит уменьшить количество рассматриваемых налоговых споров в судах предположительно в 2 раза, а также расширит возможности налогоплательщиков по реализации своих прав и законных интересов;

2) увеличение срока на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца. Предусмотренный срок на подачу апелляционной жалобы в большинстве случаев является для налогоплательщиков недостаточным для всестороннего и полного анализа выводов налогового органа, содержащихся в решении налогового органа, и подготовки мотивированной жалобы, в связи с чем имеются случаи формальной подачи жалоб без указания мотивов обжалования решения по всем эпизодам, в целях соблюдения срока на обжалование решения, не вступившего в силу, а также случаи направления дополнений налогоплательщиками к ранее направленным жалобам.

Анализ складывающейся судебной практики, а также анализ рассмотрения жалоб налогоплательщиков показывает, что в ряде случаев представляется целесообразным получение пояснений налогоплательщиков по дополнительно представляемым на стадии обжалования актов налогового органа ненормативного характера документам (информации), которые, по мнению налогоплательщика, могут свидетельствовать о том, что обжалуемый акт не соответствует законодательству о налогах и сборах. Возможность выяснения налоговым органом и налогоплательщиком соответствия законодательству о налогах и сборах обжалуемого акта в ходе двусторонней дискуссии представляется наиболее эффективным способом установления фактических обстоятельств.

Кроме того, трансформируются подходы к работе с налогоплательщиками - это клиентоориентированность, упрощение способов взаимодействия с налоговыми органами, создание более комфортных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Предусматривается дальнейшее развитие доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построение интерактивных сервисов, включая новый Интернет-сервис "Создай свой бизнес", являющийся пошаговой инструкцией по созданию и ведению бизнеса с точки зрения налогообложения, а также сервис "Личный кабинет налогоплательщика для юридического лица".