Приложение

к Положению о федеральном

государственном пожарном надзоре

ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ

ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 п. 1 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

1. При отнесении объектов защиты к определенной категории риска причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров используются сведения единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий, а также сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 абз. 1 п. 2 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

2. На основании ежегодного мониторинга сведений, содержащихся в единой государственной системе статистического учета пожаров и их последствий, и сведений статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики в отношении поднадзорных зданий, сооружений и помещений, а также наружных установок (далее соответственно - объекты защиты, ежегодный мониторинг) определяются:

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в пп. "а" п. 2 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

а) допустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров на объектах защиты в целом по Российской Федерации (далее - допустимый риск негативных последствий пожаров);

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в пп. "б" п. 2 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

б) ожидаемый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (далее - ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 п. 2 дополняется пп. "в" и "г" (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 Положение дополняется п. 2(1) (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

3. Допустимый риск негативных последствий пожаров (QСдоп) определяется по формуле:

00000001.wmz

где:

Dдоп - величина индивидуального пожарного риска воздействия критических значений опасных факторов пожара на человека на объекте защиты. В соответствии со статьей 79 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" такая величина принимается равной одной миллионной в год;

Nнас - численность постоянного населения Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга;

Nоб - общее количество объектов защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга;

NГ - общее количество погибших людей при пожарах на объектах защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга;

NТ - общее количество травмированных людей при пожарах на объектах защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 Положение дополняется п. 3(1) (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 1 п. 4 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

4. Ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты в течение года (QС) определяется по формуле:

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 абз. 2 п. 4 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

QС = P x UС,

где:

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 4 п. 4 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

P - вероятность возникновения пожаров в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности;

UС - социальный ущерб по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, возникший в период проведения ежегодного мониторинга.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 Положение дополняется п. 4(1) (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 п. 5 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

5. Вероятность возникновения пожаров в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (P), определяется по формуле:

00000002.wmz

где:

MП - количество пожаров, происшедших на объектах защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга;

T - период проведения ежегодного мониторинга, равный одному году;

Mоб - количество объектов защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 Положение дополняется п. 5(1) (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

6. Социальный ущерб по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, возникший в период проведения ежегодного мониторинга (UС), определяется по формуле:

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 абз. 2 п. 6 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

00000003.wmz

где:

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 4 п. 6 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

MГ - количество погибших при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности, в период проведения ежегодного мониторинга;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 5 п. 6 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

MТ - количество травмированных при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности, в период проведения ежегодного мониторинга.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 Положение дополняется п. 6(1) (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 1 п. 7 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

7. Критерием отнесения объекта защиты к определенной категории риска является уровень превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожаров.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 2 п. 7 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

Для определения уровня превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожаров определяется показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для рассматриваемых объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности (далее - показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 3 п. 7 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров (Кг.т.) определяется по формуле:

00000004.wmz

где:

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 6 п. 7 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

QС - ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 7 п. 7 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

QСдоп - допустимый риск негативных последствий пожаров.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 п. 7 дополняется новыми абзацами (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 Положение дополняется п. 7(1) (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 1 п. 8 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

8. В зависимости от значения показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров выделяются следующие уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара:

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 2 п. 8 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

при значении Кг.т., равном или превышающем 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является чрезвычайно высоким;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 3 п. 8 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 45 до 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является высоким;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 4 п. 8 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 20 до 45, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является значительным;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 5 п. 8 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 9 до 20, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является средним;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 6 п. 8 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 4 до 9, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является умеренным;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 в абз. 7 п. 8 вносятся изменения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 0 до 4, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является низким.

Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара принимается за соответствующую категорию риска для группы объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, без учета индивидуальных социально-экономических особенностей и характеристик объекта защиты.

Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является базовым показателем для определения категории риска для каждого объекта защиты из соответствующей им группы.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 п. 9 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

9. В целях осуществления планирования контрольно-надзорных мероприятий федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, проводятся ежегодные расчеты допустимого риска негативных последствий пожаров, ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты, показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров. На основе указанных расчетов формируется 5-летний статистический ряд значений допустимого риска негативных последствий пожаров, ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты, показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров и определяется их среднестатистическая величина.

Расчеты значений допустимого риска негативных последствий пожаров, ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты, показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для осуществления планирования контрольно-надзорных мероприятий в 2021 году проводятся на основании статистических сведений о количестве пожаров и их последствий за 2019 год.

Значения допустимого риска негативных последствий пожаров, ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты, показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров, а также среднестатистическая величина указанных значений публикуются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. В целях определения категории риска для каждого объекта защиты из группы объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска, либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска определяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.

11. Индекс индивидуализации подконтрольного лица определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска. Исходные данные для расчета индекса индивидуализации подконтрольного лица определяются на основе информации об объекте защиты, имеющейся в распоряжении органа государственного пожарного надзора.

При наличии оснований, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.

12. Индекс индивидуализации подконтрольного лица представляет собой показатель, получаемый в результате обработки данных об индивидуальных социально-экономических характеристиках объекта защиты - индикаторов риска причинения вреда (ущерба), оказывающих влияние на уровень обеспечения его пожарной безопасности, а также критериев добросовестности подконтрольного лица, характеризующих вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности.

13. Индекс индивидуализации подконтрольного лица (Uинд) для каждого объекта защиты определяется по формуле:

00000005.wmz

где:

M - общее количество учтенных индикаторов риска причинения вреда (ущерба);

Iрпв - индикаторы риска причинения вреда (ущерба), отражающие индивидуальные характеристики объекта защиты;

N - общее количество критериев добросовестности;

Iкрд - критерии добросовестности, характеризующие вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности.

14. В зависимости от значения индекса индивидуализации подконтрольного лица органом государственного пожарного надзора категория риска конкретного объекта защиты может быть изменена на более высокую или более низкую категорию риска с учетом уровней тяжести потенциальных негативных последствий пожара, предусмотренных пунктом 8 настоящего приложения.

15. Основанием для принятия решения об изменении присвоенной объекту защиты категории риска является значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий, полученное с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 п. 16 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502).

16. Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица (Кг.т.инд) определяется по формуле:

Кг.т.инд = Кг.т. + Uинд,

где:

Кг.т. - базовый показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара;

Uинд - индекс индивидуализации подконтрольного лица.

17. Значения индикаторов риска причинения вреда (ущерба) для объектов общественного и жилого назначения, объектов транспортной инфраструктуры приведены в приложении N 1.

Значения индикаторов риска причинения вреда (ущерба) для производственных объектов и наружных установок приведены в приложении N 2.

18. Значения критериев добросовестности для объектов общественного и жилого назначения, объектов транспортной инфраструктуры приведены в приложении N 3.

Значения критериев добросовестности для производственных объектов и наружных установок приведены в приложении N 4.

19. При осуществлении федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации:

а) к категории чрезвычайно высокого риска относятся объекты специального назначения, на которых осуществляет свою деятельность федеральный орган исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;

б) к категории значительного риска относятся объекты обороны и иные объекты специального назначения (включая объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности), на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки;

в) к категории среднего риска относятся дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства Российской Федерации за рубежом;

г) к категории низкого риска относятся иные объекты, не отнесенные к категории чрезвычайно высокого, значительного и среднего риска.