4.1. Общие положения

4.1.1. Реализация товаров регулируется договорами розничной купли - продажи, поставки и комиссии в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 22.12.95.

Объем реализации (товарооборот) является важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговых организаций.

Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления.

Продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд включается в оптовый товарооборот.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно:

- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

В состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания, обслуживаемых ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет (Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, утверждена Постановлением Госкомстата России от 01.04.96 N 25).

4.1.2. Учет товарооборота (реализации) ведется на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Дебетовый оборот счета 46 отражает себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость реализованных товаров плюс издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам). Кредитовый оборот показывает продажную стоимость реализованных товаров. Сальдо счета 46 отражает результат от реализации товаров.

4.1.3. Момент реализации товаров - это момент, в который товары, отгруженные или отпущенные покупателю, считаются проданными. С точки зрения бухгалтерского учета момент реализации - это время, когда следует кредитовать счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", т.е. отразить увеличение объема реализации (товарооборота).

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 3.1 Инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к Приказу Минфина РФ от 19.10.1995 N 115) утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 27.03.1996 N 31.

В соответствии с п. 3.1 Инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 19.10.95 N 115) моментом реализации считается отгрузка товаров и предъявление покупателям (заказчикам) расчетных документов. Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели от организации к покупателю (заказчику), то выручка от реализации такой продукции (работ, услуг), товаров слагается из сумм, поступивших в оплату отгруженной продукции (выполненных работ и оказанных услуг) на расчетный, валютный и иные счета организации в банках, либо в кассу организации непосредственно, а также сумм, указанных при зачете взаимных требований. Счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" корреспондируется по кредиту в первом случае со счетами по учету денежных средств (50 " Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет"), а во втором - со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".