Решение Верховного Суда РФ от 12.03.2012 N АКПИ12-153 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 28 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующим пункта 28 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101,
согласно пункту 28 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 (далее - Положение), контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.
Гражданин Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного пункта частично недействующим, поскольку исходя из его положений контроль финансово-хозяйственной деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется самим Фондом, в связи с чем отсутствует гарантия государственного контроля за страховщиком, в частности, за осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По мнению заявителя, пункт 28 Положения в оспариваемой части противоречит абзацу второму пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и нарушает его права и свободы, гарантированные названным Федеральным законом, независимо от срока получения профзаболевания.
Ш. извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 4 февраля 2012 г. N ИШ-П12-606).
Представители Правительства Российской Федерации Е., Б. возражали против удовлетворения заявленного требования и пояснили, что нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует действующему законодательству, издан в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и не нарушает права застрахованных лиц на получение страхового обеспечения.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Е., Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" Правительству Российской Федерации поручено утвердить положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.
Реализуя это полномочие, Правительство Российской Федерации постановлением от 12 февраля 1994 г. N 101 утвердило Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации (действует в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 741, от 19 февраля 1996 г. N 166, от 15 апреля 1996 г. N 462, от 23 декабря 1996 г. N 1529, от 22 ноября 1997 г. N 1471, от 23 декабря 1999 г. N 1431, от 19 июля 2002 г. N 541, от 2 августа 2005 г. N 484, от 19 ноября 2008 г. N 862, от 12 августа 2011 г. N 670).
Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации за 1994 г. N 8, в "Российской газете" 22 февраля 1994 г.
Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования являются согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одними из основных принципов осуществления обязательного страхования (статья 4).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 указанного Федерального закона страховщик обязан принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости.
Обязанность страховщика осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена также Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (подпункт 11 пункта 2 статьи 18).
Осуществлять управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязывает страховщика Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (пункт 1 части 2 статьи 4.2).
Фонд социального страхования Российской Федерации, будучи специализированным финансово-кредитным учреждением, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Пункт 28 Положения устанавливает полномочия контрольно-ревизионной службы Фонда осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности нижестоящих исполнительных органов Фонда путем проведения периодических ревизий и проверок, направленных на реализацию обязанностей Фонда как страховщика обеспечивать финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью страховщика и осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, а в части использования ассигнований из федерального бюджета - также федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Осуществление Счетной палатой Российской Федерации государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью страховщика не исключает осуществление Фондом проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности своих исполнительных органов. Данная деятельность направлена на обеспечение соблюдения исполнительными органами Фонда прав и законных интересов как застрахованных лиц, так и страхователей, а также на обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования. Следовательно, доводы заявителя о противоречии пункта 28 Положения приведенному абзацу второму пункта 1 статьи 26 Федерального закона являются несостоятельными.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Ш. о признании частично недействующим пункта 28 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей