Решение Верховного Суда РФ от 24.10.2014 N АКПИ14-1061 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим подпункта "в" пункта 61 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 октября 2014 г. N АКПИ14-1061

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Я. о признании недействующим подпункта "в" пункта 61 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 февраля 2010 г., регистрационный номер 16440, опубликован в "Российской газете" 5 марта 2010 г.

Согласно подпункту "в" пункта 61 Инструкции территориальный орган фонда ежеквартально до 1 числа четвертого календарного месяца, следующего за отчетным периодом, вносит в лицевые счета:

индивидуальные сведения за истекший отчетный период, представленные страхователями, производящими выплаты физическим лицам;

сведения о поступивших от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, страховых взносах за застрахованное лицо.

Гражданин Я. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "в" пункта 61 Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нарушают социальные права граждан.

В суде Я. поддержал заявленные требования и пояснил, что с учетом положений подпункта "в" пункта 61 Инструкции страховые взносы за второй квартал года при своевременном представлении страхователями соответствующих индивидуальных сведений должны быть внесены в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не позднее 1 октября года и считаются учтенными на индивидуальном счете застрахованного лица только с указанной даты. Оспариваемые положения нормативного правового акта влекут за собой уменьшение расчетного пенсионного капитала и соответственно ежемесячного размера пенсии, что противоречит Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е., К., Министерства юстиции Российской Федерации Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан.

Министерство здравоохранения Российской Федерации извещено о времени и месте судебного заседания, просило суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Выслушав объяснения Я., представителей Минтруда России Е., К., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Общие правила учета сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета изложены в статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В силу данной нормы Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также вносит указанные сведения в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким федеральным органом исполнительной власти на момент принятия приказа N 987н являлось Минздравсоцразвития России (пункт 5.2.64.9 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Полномочия по принятию инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, в том числе порядок и сроки приема и учета Пенсионным фондом Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесения указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц возложены на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 5.2.82 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610).

Статья 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" регулирует вопросы представления в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже. В соответствии с пунктом 2 данной страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

страховой номер индивидуального лицевого счета;

фамилию, имя и отчество;

дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;

сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;

суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

С 1 января 2014 г. указанные сведения представляются в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Инструкция определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование (пункт 1).

Перед разнесением сведений по лицевым счетам застрахованных лиц Пенсионный фонд Российской Федерации проверяет правильность заполнения форм документов персонифицированного учета, содержащих индивидуальные сведения, представленных страхователями, производящими выплаты физическим лицам.

Доводы Я. о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 5 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" несостоятельны. Согласно пункту 5 статьи 17 указанного Федерального закона размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 названного Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 данной статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной этим пунктом. Из содержания приведенной нормы Федерального закона следует, что суммы, не учтенные при корректировке пенсии в текущем году, включаются в расчетный пенсионный капитал, который в свою очередь ежегодно индексируется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Сведения за первое полугодие текущего года, представляемые страхователями до 15 августа, не могут быть учтены при корректировке пенсий, осуществляемой ежегодно 1 августа, так как срок корректировки наступает раньше установленного законодательством срока для представления указанных сведений.

Предусмотренное подпунктом "в" пункта 61 Инструкции внесение территориальным органом фонда в лицевые счета ежеквартально до 1 числа четвертого календарного месяца, следующего за отчетным периодом, индивидуальных сведений за истекший отчетный период, представленных страхователями, закреплено не произвольно, а в соответствии с установленными полномочиями и с учетом технологического процесса обработки индивидуальных сведений застрахованных лиц; в Инструкции установлены определенные сроки, которые не противоречат нормам действующего законодательства.

Не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований доводы заявителя о несоответствии оспариваемых положений Инструкции постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан Д., М. и Ш. Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении признал пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий статьи 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Оспариваемые положения Инструкции изданы во исполнение требований статьи 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не влекут уменьшения расчетного пенсионного капитала, ежемесячного размера пенсии и не нарушают пенсионных прав граждан.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Я. о признании недействующим подпункта "в" пункта 61 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ