3.2. Система контентной фильтрации Минобрнауки России

Базовые принципы организации СКФ в ОО, изложенные в Методических материалах, закрепляют следующие основные принципы:

- Минобрнауки России формирует рекомендации по организации системы ограничения доступа к сети Интернет в образовательных организациях в виде набора методических материалов, образцов нормативных документов и Классификатора информации (перечня Интернет-ресурсов, доступ к которым должен быть закрыт). При этом на региональном и муниципальном уровнях материалы и Классификатор могут быть доработаны с учетом особенностей региона и учебных заведений в муниципальном образовании;

- Классификация информации осуществляется, как правило, специальными экспертно-консультативными органами (советами) при органах управления образованием разных уровней;

- Классификатор информации состоит из двух разделов: 1) классификатор информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению. Данный классификатор обязателен к применению без изменений; 2) Классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу может состоять из общей части, применяемой без изменений на всей территории Российской Федерации, и части, рекомендуемой к использованию в данном регионе или муниципальном образовании;

- Образовательные организации являются уровнем практической реализации мероприятий по ограничению доступа учащихся к Интернет-ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу. При этом основанием для внедрения соответствующих программно-технических средств является утверждение образовательными организациями правил использования сети Интернет, имеющих статус локальных правовых актов;

- Политика доступа в Интернет определяется образовательной организацией самостоятельно. При этом образовательная организация должна руководствоваться:

- законодательством Российской Федерации;

- специальными познаниями, в том числе полученными в результате профессиональной деятельности по рассматриваемой тематике;

- интересами обучающихся, целями образовательного процесса;

- рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети Интернет;

- образовательная организация несет ответственность за невыполнение функций в рамках своей компетенции;

- Техническое ограничение доступа пользователей к нежелательной информации (фильтрация) осуществляется непосредственно на клиентских рабочих местах, для чего используются специальные программные решения фильтрации, рекомендованные Минобрнауки России;

- Информация об обнаруженных информационных Интернет-ресурсах передается на специальную "горячую линию"

Достоинствами реализованной системы ограничения доступа к информации являются:

- Самостоятельность образовательных организаций в формировании политики доступа в Интернет. Данный подход позволяет максимально полно (в рамках образовательной организации) реализовывать принцип права и конечной ответственности родителей за защиту детей от нежелательной информации;

- Установка СКФ на конечные пользовательские компьютеры обеспечивает максимальную простоту развертывания: не требуется создания, внедрения и поддержки централизованных систем и инфраструктуры, не требуется дополнительного оборудования в школах;

- Данная система позволяет легко реализовать дифференцированный доступ учащихся к информации в зависимости от их возрастной категории, так как идентификация пользователя и применение политик доступа в Интернет осуществляются непосредственно на рабочем месте пользователя.

- Относительная простота всего комплекса мер, что упрощает внедрение.

Среди недостатков следует отметить:

- Создание многоуровневой системы экспертно-консультативных советов представляется избыточным. Результат работы каждого из этих уровней носит рекомендательный характер, при том, что окончательное решение принимается в образовательной организации. При этом доступ образовательных организаций к квалифицированным экспертам не описан, поэтому реализовать в полной мере свои права на определение политики доступа организации не в состоянии;

- Предоставление возможности учесть региональные особенности при формировании политики доступа к сетевым ресурсам требует экспертизы. Данный механизм может оказывать деструктивное влияние на целостность федерации. При этом наличие таких региональных особенностей, которые могут отразиться в различиях политики доступа детей к информации, не очевидно;

- Не определено, какие именно изменения могут быть внесены в Классификатор информации на каждом уровне. Ужесточение политики на нижних уровнях не является проблемой, но ослабление политики представляет собой проблему администрирования и контроля;

- Не описана схема обновления Классификатора информации на региональном уровне. Процедура обратной связи построена на обобщении опыта образовательных организаций на муниципальном и региональном уровнях, при этом не закладываются средства автоматизации. Такой механизм не отвечает требованиям оперативного реагирования на вновь возникающие угрозы;

- Система не рассматривает наличие иных государственных механизмов контроля доступа к сетевым ресурсам. Поэтому ограничение доступа к Интернет-ресурсам, запрещенным на территории России, должно осуществляться наряду с Интернет-ресурсами, закрытыми для детей. Такое дублирование фильтрации не усиливает защиту, а только снижает скорость доступа в сеть за счет дополнительной нагрузки на СКФ. Также, такой механизм предполагает постоянное обновление Классификатора Минобрнауки России от Единого реестра, что увеличивает время реакции и вводит дополнительные точки взаимодействия;

- Отсутствует механизм "реабилитации" страниц, которые блокируются СКФ на основе правил автоматического анализа контента, но при этом являются легальными.

- Не предусмотрены точки интеграции системы в мировую систему контроля за распространением запрещенной информации, что снижает уровень защиты от нежелательного контента, размещенного за рубежом и увеличивает объем анализа зарубежных Интернет-ресурсов на соответствие политике, при том, что такой анализ мог быть уже сделан другими организациями.

- Ответственность образовательной организации за доступ к Интернет-контенту, не соответствующему целям образования, а также за неиспользование системы контент-фильтрации при организации доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

- Не все образовательные организации способны внедрить и поддерживать у себя локальные фильтры. Еще сложнее это делать для детей, обучающихся на дому. Кроме того, разнообразие средств доступа в сеть Интернет и ПО, установленного на них, усложняет задачу разработки универсального локального фильтра.

- Существующие методические рекомендации не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и духовному развитию.

- Осуществление ограничения доступа описано как ограничение доступа к Интернет-ресурсам, а не информации (контенту), размещенному в сети Интернет, как этого требует Федеральный закон Российской Федерации.

- Отсутствуют технологические инструменты мониторинга на уровне адресов URL за результатами фильтрации Интернет-контента в образовательных организациях.

В 2011 году были утверждены "Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации".

В целом, данные правила не изменяют принципов, заложенных в Методических рекомендациях 2006 года.

Исключением является предоставленная образовательным организациям возможность использовать СКФ не только рекомендованные Минобрнауки, но и приобретенные самостоятельно при соблюдении требований, которым должны соответствовать СКФ.

При этом правила подчеркивают, что СКФ должны реализовывать единую политику исключения доступа к Интернет-ресурсам для всех образовательных организаций.

Если это предполагает, что Классификатор стал единым для всех учебных заведений и не предполагает изменений классификаторов на региональном и муниципальном уровнях, то этот факт можно рассматривать как позитивный шаг к повышению эффективности системы в целом.