Главная Правовые ресурсы Документы Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2012)

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2012)

6 октября 1999 года N 184-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
22 сентября 1999 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов
от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ,
от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ,
от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ,
от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ,
от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ,
от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 31.12.2005 N 202-ФЗ, от 31.12.2005 N 203-ФЗ,
от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 12.07.2006 N 106-ФЗ,
от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ,
от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 25.10.2006 N 172-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007),
от 02.03.2007 N 24-ФЗ, 23.03.2007 N 37-ФЗ,
от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,
от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 19.07.2007 N 133-ФЗ,
от 21.07.2007 N 191-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,
от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,
от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2008 N 221-ФЗ,
от 03.12.2008 N 249-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ,
от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ,
от 05.04.2009 N 41-ФЗ, от 18.07.2009 N 175-ФЗ,
от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 17.12.2009 N 319-ФЗ,
от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 29.03.2010 N 29-ФЗ,
от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 05.04.2010 N 42-ФЗ,
от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 04.06.2010 N 118-ФЗ,
от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,
от 04.10.2010 N 261-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ,
от 15.11.2010 N 296-ФЗ, от 15.11.2010 N 297-ФЗ,
от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 23.12.2010 N 369-ФЗ,
от 23.12.2010 N 376-ФЗ, от 28.12.2010 N 406-ФЗ,
от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 27.06.2011 N 157-ФЗ,
от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ,
от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,
от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ,
от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ,
от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ,
от 30.11.2011 N 364-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П)
(см. Обзор изменений данного документа)
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В настоящем Федеральном законе термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
4. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.
Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Статья 2.1. Государственные должности субъектов Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)
1. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
2. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и мировых судей, распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - предметы совместного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
3. Если орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.
Статья 3.1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 29.07.2000 N 106-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Справка о документе
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005,
"Российская газета", N 206, 19.10.1999.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.

Примечание к документу

КонсультантПлюс: примечание.
Начало действия редакции - 15.01.2012.
Окончание действия редакции - 23.04.2012.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.11.2011 N 326-ФЗ, вступили в силу с 15 января 2012 года.


Название документа
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2012)
Редакции
Оглавление
Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации
Глава III. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Глава IV. Взаимоотношения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Глава IV.1. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Глава IV.2. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации
Глава V. Обеспечение законности в деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
В коммерческой версии системы КонсультантПлюс - дополнительная информация к документу (разъяснения, комментарии, судебная практика и пр.):
  - к статье
  - ко всему документу.
На сайте возможность недоступна.