Решение Верховного Суда РФ от 27.10.2011 N ГКПИ11-1349 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим п. 5 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 октября 2011 г. N ГКПИ11-1349

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре И.О.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. о признании недействующим пункта 5 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459,

установил:

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 утверждены Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил сроки выслуги работников летного состава за период работы до 1 января 1992 г. по выбору обратившегося за пенсией исчисляются по правилам, действовавшим до указанной даты.

Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 Правил по тем основаниям, что оспариваемое положение противоречит Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон от 20 ноября 1990 г. N 340-1) во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) и нарушает его права на включение в выслугу лет как работнику летно-испытательного состава периодов работы в летной службе по оперативному и техническому аэродромному обслуживанию воздушных судов в должностях, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации" и инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 31 января 1989 г. N 1-18-И "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения за выслугу лет отдельных категорий работников гражданской авиации и летно-испытательного состава".

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 29 августа 2011 г. N ВВ-П12-6113).

В своих возражениях Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации возражало против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что оспариваемое положение не противоречит Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 и пункту 3 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения заявителя, его представителя И.В., представителей Правительства Российской Федерации С., Б., исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Законом от 20 ноября 1990 г. N 340-1 (в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил) Совет Министров РСФСР определяет порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, а также условия пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся (статья 1) и утверждает списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий (статья 83).

Во исполнение статьи 83 названного Закона Советом Министров РСФСР издано Постановление от 4 сентября 1991 г. N 459, утвердившее Список должностей работников летного состава авиации и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением.

Таким образом, оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Совету Министров РСФСР полномочий.

Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412, предусмотрено, что работникам летного и летно-испытательного состава, оставившим летную работу по состоянию здоровья или вследствие достижения права на пенсию за выслугу лет и продолжающим работать в гражданской авиации на других должностях в летной службе и в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной, последующий стаж их работы засчитывается год за год для назначения пенсии за выслугу лет в размерах, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый пункта 7).

Из изложенного следует, что отдельные периоды нелетной работы в летной службе гражданской авиации, предшествующие и последующие летной работе, включались работникам летного и летно-испытательного состава в их выслугу лет для увеличения размера ранее назначенной пенсии. При этом в выслугу, определяющую право на пенсию за выслугу лет, данные периоды включению не подлежали, а размер пенсии ограничивался максимальным размером.

С введением в действие с 1 января 1992 г. Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 изменился порядок и условия назначения пенсий за выслугу лет работникам гражданской авиации.

Так, порядок и условия назначения пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава стали регулироваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава", работникам летного и инженерно-технического состава авиации - Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

Для работников летного состава, имеющих налет часов в гражданской авиации, пунктом 5 Правил сохранена преемственность норм Постановления Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412 в части возможности исчисления сроков выслуги за период работы до 1 января 1992 г. по правилам, действовавшим до указанной даты, в том числе с возможностью сохранения продолжительности летной выслуги, определенной и с учетом отдельных периодов нелетной работы в летной службе.

В связи с этим предоставление гражданам права избрать наиболее выгодный вариант исчисления сроков выслуги лет направлено на учет их интересов и не может расцениваться как ущемление их пенсионных прав.

Не может быть признан обоснованным довод заявителя о противоречии пункта 5 Правил Закону от 20 ноября 1990 г. N 340-1, поскольку данный Закон утратил силу с 1 января 2002 г., а суд проверяет нормативный правовой акт на предмет соответствия действующему федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемого положения пункту 3 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, согласно которому сохраняются действующие до дня вступления в силу данного Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами, поскольку данное нормативное положение утратило силу с 1 января 2010 г. и не регулирует вопросы исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением.

Как следует из представленных материалов, 19 января 1990 г. заявителю была назначена пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, то есть положения оспариваемых им Правил не затрагивают его права, в связи с чем не могут их нарушать, поскольку регулируют вопросы назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением. Порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава установлен Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384.

Неправильное применение оспариваемой нормы, на что ссылается заявитель, основанием для ее признания недействующей не является.

Учитывая, что пункт 5 Правил не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Е. о признании недействующим пункта 5 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА