Решение Верховного Суда РФ от 14.09.2011 N ВКГПИ11-61 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "ж" пункта 44 и подпункта "в" пункта 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 сентября 2011 г. N ВКГПИ11-61

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н., при секретаре А., с участием представителей Правительства Российской Федерации Ш., П. и Ч., старшего прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., рассмотрев гражданское дело по заявлению К. о признании взаимосвязанных положений подпункта "ж" пункта 44 и подпункта "в" пункта 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (с последующими изменениями), противоречащими пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и недействующими в той части, в какой они налагают на гражданина-военнослужащего обязанность передать в муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности,

установила:

Бывший военнослужащий Министерства обороны Российской Федерации К. обратился с указанным заявлением в Верховный Суд Российской Федерации.

Обосновывая свои требования, он указывает, что оспариваемые им положения Правил в случае приобретения военнослужащим жилого помещения за собственные средства в период прохождения им военной службы и обязывающие передать его в обмен на ГЖС нарушают его права и противоречат как самой сущности Правил, так и налагают на военнослужащего дополнительные требования, не предусмотренные ФЗ "О статусе военнослужащих".

В связи с ходатайством заявителя гражданское дело, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие К.

Представители Правительства Российской Федерации Ш., П. и Ч. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что подпункт "ж" пункта 44 и подпункт "в" пункта 16.1 Правил приняты Правительством Российской Федерации в рамках компетенции, не нарушают прав и законных интересов заявителя и не противоречат пункту 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснение представителей Правительства Российской Федерации Ш., П., Ч. и заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что заявление К. не подлежит удовлетворению, поскольку обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания нормативного правового акта противоречащим федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по настоящему делу не имеется.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" (с внесенными изменениями) в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Пунктом 14 статьи 15 и абзацем 3 пункта 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данными нормами законов Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Таким образом, оспариваемое К. Постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции.

Из его содержания следует, что утвержденные Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими-гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

При этом в соответствии с подпунктом "в" пункта 16.1 Правил гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, которое, согласно подпункту "ж" пункта 44 тех же Правил, оформляется соответствующим документом.

Аналогичная норма о сдаче жилых помещений и снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства содержится в пункте статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Указанные положения Правил непосредственно вытекают из статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в которой прямо указано, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, безусловно передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемые К. нормы подпункта "ж" пункта 44 и подпункта "в" пункта 16.1 Правил соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих и граждан, в том числе и его, не противоречит пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а Постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее Правила, принято в пределах его компетенции, заявление К. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

В удовлетворении заявления К. о признании положений подпункта "в" пункта 16.1 и подпункта "ж" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, противоречащими пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.Н.КОРОНЕЦ