Письмо Роспотребнадзора от 02.08.2011 N 01/9766-1-23 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 2 августа 2011 г. N 01/9766-1-23

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ФЕВРАЛЯ 1992 ГОДА

N 2300-1 "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что с 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 242-ФЗ), статьей 1 которого были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей").

В наибольшей степени соответствующие изменения коснулись статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей", чья новая редакция вводит понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, закрепляя в подпунктах 1 - 7 пункта 2 его основные принципы и направления.

При этом подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что наряду с проверками изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) по соблюдению ими обязательных требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, равно как и при проверках соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя также и проверки на предмет соблюдения (соответствия) тех же требований, установленных международными договорами Российской Федерации либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Данное обстоятельство особенно важно в условиях активного интегрирования России в мировую экономику и объективного расширения сферы правоприменения норм международного права применительно к отношениям с участием потребителей. Кроме того, это позволяет Роспотребнадзору как уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области защиты прав потребителей (его территориальным органам) в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей обеспечивать проверку соблюдения на территории Российской Федерации соответствующих решений, принимаемых, в частности, в рамках Евразийского экономического сообщества Межгосударственным Советом ЕврАзЭС и Комиссией Таможенного союза.

Помимо организации и проведения соответствующих проверок, выдачи предписаний, применения мер пресечения нарушений обязательных требований и привлечения лиц, совершивших такие нарушения, к ответственности (подпункты 1 - 3 пункта 2 статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей"), т.е. действий, правовой основой для совершения которых служат соответствующие положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей предусматривает также решение иных вопросов, сформулированных в подпунктах 4 - 7 пункта 2 статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей".

В этой связи Роспотребнадзором будет проведена необходимая работа, направленная на организационно-методическое обеспечение проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности (подпункт 4 пункта 2 статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей"), а также на оптимизацию действующей системы статистического наблюдения в области обеспечения защиты прав потребителей (подпункт 5 пункта 2 статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Кроме того, поскольку в число направлений федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей подпунктом 5 пункта 2 статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" также включен "учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах)", возрастает значимость практических действий, основанных на взаимосвязанном применении должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора соответствующих положений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства о защите прав потребителей (в частности, исходя из причинно-следственных связей между нормами статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статей 4, 7, 8, 10, 14 Закона РФ "О защите прав потребителей"). При этом во всех выявленных случаях причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей, связанных с приобретением и/или использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах), надлежит в обязательном порядке разрешать вопрос о возмещении соответствующего имущественного вреда посредством участия в судебной защите прав пострадавших потребителей в рамках полномочий, в новой редакции статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" закрепленных положениями подпункта 7 пункта 4 и пункта 5.

Особое внимание в этой связи следует обратить на конкретизацию в подпункте 7 пункта 4 статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" понятий неоднократного (два и более раза в течение одного календарного года) и грубого (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушения прав потребителей, как оснований для инициативного обращения в суд с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя).

Очевидно, что подобное уточнение нормы статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" и устранение ранее имевшейся на этот счет правовой неопределенности должно послужить более активному применению соответствующего правомочия со стороны Роспотребнадзора при том, что такая мера как принудительная ликвидация юридического лица (принудительное прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) по своей сути носит все же исключительный характер.

Еще одной важной новеллой, привнесенной в Закон РФ "О защите прав потребителей" Законом N 242-ФЗ, стало закрепление в пункте 6 статьи 40 положения о том, что "орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей".

Поскольку Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей входят в установленную сферу деятельности Роспотребнадзора, это означает, что с 1 августа 2011 года только Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе давать такого рода разъяснения.

С учетом положений статьи 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в редакции Закона N 242-ФЗ), а также вновь введенных в него Законом N 242-ФЗ статей 26.2 и 39.1, компетенция по даче разъяснений по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, распространяется на собственно Закон РФ "О защите прав потребителей", Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В качестве последних Законом РФ "О защите прав потребителей" рассматриваются исключительно утверждаемые Правительством Российской Федерации обязательные для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила заключения и исполнения публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг), правила продажи отдельных видов товаров и правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям.

Так как вопрос обеспечения защиты прав потребителей во многом зависит от четкой правовой регламентации сферы гражданских отношений императивными нормами законодательства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними подзаконными актами, обращаем внимание на признание в пункте 1 статьи 1 Закона N 242-ФЗ утратившим силу абзаца третьего пункта 2 статьи 1 Закона РФ "О защите прав потребителей". Тем самым в очередной раз было подтверждено, что законодательство о защите прав потребителей находится в исключительном ведении Российской Федерации, поскольку согласно пункту 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации все гражданское законодательство в целом в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации. Данное обстоятельство исключает, в частности, возможность нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей иначе, как федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Прошу принять настоящее письмо к непосредственному руководству и обеспечить осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в полном соответствии с положениями статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Закона N 242-ФЗ).

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО