Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

В соответствии со статьей 11 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков - предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей. Плательщики налога на прибыль, указанные в настоящем абзаце, в дальнейшем именуются предприятиями.

Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В них включаются, в первую очередь, предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также все убыточные предприятия с целью выяснения причин убытков и объявления их банкротами.

В планах и графиках работы следует предусматривать привлечение финансовых, правоохранительных, ревизионных служб банков, статистических и других контролирующих органов. При необходимости проводятся внеплановые документальные проверки предприятий, а также специальные тематические проверки.

Сроки проведения документальных проверок и состав ревизионных групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности проверяемых объектов.

Предельный срок документальной проверки - 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя Государственной налоговой инспекции или его заместителя.

Руководитель налоговой инспекции в необходимых случаях имеет право заменить состав проверяющих. В этих случаях акт проверки обязаны подписать все принимавшие участие в проверке должностные лица.

Документальные проверки проводятся за период деятельности предприятия, следующий за проверенным, при предыдущей документальной проверке, а также в случаях ликвидации или банкротства предприятия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов документальные проверки проводятся за более длительный период.

Проведению документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика.

На основании этой информации разрабатывается программа проведения документальной проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание, а также конкретный период, за который должна быть проведена проверка. Программа документальной проверки утверждается руководителем Государственной налоговой инспекции или его заместителем.

При проведении документальных проверок проверяющие должны в обязательном порядке включать в программу следующие вопросы:

правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);

достоверность данных учета о фактической себестоимости продукции (работ, услуг), полнота и правильность отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию и соблюдения порядка учета затрат на производство и калькулирование себестоимости готовой продукции;

достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от прочей реализации;

достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от внереализационных операций;

правильность расчетов по налогу на прибыль, определения объектов обложения отдельных видов деятельности предприятий и соблюдения порядка зачисления дохода (прибыли) в бюджет;

особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль:

а) общественных организаций;

б) кооперативов, предприятий и организаций потребкооперации;

в) акционерных обществ;

г) предприятий с иностранными инвестициями;

д) предприятий агропромышленного комплекса.

После проведения проверки следует определить меру ответственности налогоплательщиков за соблюдение законов Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 и "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91, а также дать предложения по устранению нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Данные Указания дают только общие методы проведения проверок. Конкретные методы проверки первичных документов, как и приемы и способы их исследования, определяются условиями и программой документальной проверки.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным методом.

При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета.

При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом, снятием копий или изъятием необходимых документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или сокрытии иных объектов от налогообложения и злоупотреблениях, в порядке, предусмотренном Инструкцией Минфина РСФСР от 26.07.91 N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан".

Метод проверки отдельных операций на каждом предприятии определяется государственным налоговым инспектором, проводящим проверку, самостоятельно, а при необходимости - руководителем (заместителем руководителя) государственной налоговой инспекции, назначившим проверку.

Достоверность финансово - хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального и фактического контроля. При формальной проверке устанавливается: правильность заполнения всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально - ответственных лиц. В необходимых случаях подпись работника в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника в форме объяснений по данному факту хозяйственной операции или назначить графологическую экспертизу, в соответствии с письмом Минфина СССР и МВД СССР от 21 июля 1990 г. N 82/13 "Об организации взаимодействия государственных налоговых инспекций и органов внутренних дел".

При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, например, правильность показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах.

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи.

При встречных проверках первичные документы и учетные данные проверяемого предприятия сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех предприятиях, от которых получены или которым выданы средства и материальные ценности, причем данные, указанные в актах встречных проверок, должны быть обязательно подтверждены подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, в котором производится встречная проверка.