Решение Верховного Суда РФ от 30.03.2011 N ГКПИ11-219 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 марта 2011 г. N ГКПИ11-219

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующим пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила).

Согласно пункту 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" данных Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 данных Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 данных Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания; при этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 данных Правил.

Д., оспаривая приведенный пункт в целом, фактически выражает несогласие с тем, что данный пункт незаконно, по его мнению, распространяется на граждан, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 16.1 Правил, которые, не имея жилья в собственности, не могут решать вопросы о его отчуждении, и не подлежит применению к гражданам, названным в подпункте "в" того же пункта. Заявитель мотивировал свои требования тем, что такое регулирование противоречит пункту 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, и препятствует реализации им права на получение государственного жилищного сертификата для предоставления за счет федерального бюджета жилищной субсидии на семью из 4 человек из расчета 72 кв. м общей площади.

Министерство регионального развития Российской Федерации, представляющее по поручению от 22 февраля 2011 г. интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения заявителя, поддержавшего вышеприведенные доводы, возражения представителя заинтересованного лица П., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правила, отдельный пункт которых оспаривается заявителем, утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" за 2006 г., N 13.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 действие этих Правил распространено на порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной названным Постановлением.

Гражданам - участникам указанной подпрограммы социальная выплата на приобретение жилья предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности пунктом 16 Правил.

Оспариваемый заявителем пункт 16.2 Правил устанавливает порядок определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, в тех случаях, когда гражданин - участник подпрограммы производит отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения (за исключением отчуждения жилья в государственную или муниципальную собственность) либо принимает решение сохранить за собой это жилое помещение.

По смыслу этого пункта в нем идет речь о тех гражданах - участниках подпрограммы, которые имеют в собственности жилое помещение, желают сохранить его или распорядились им по своему усмотрению и не согласились дать в соответствии с подпунктом "в" пункта 16.1 Правил обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Доводы заявителя о том, что пункт 16.2 Правил распространяется на граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 16.1 Правил, основан на неправильном толковании оспариваемой нормы и не соответствует ее содержанию. Эта правовая норма имеет самостоятельное значение и не применяется в отношении граждан - участников подпрограммы, не имеющих в собственности жилого помещения.

Пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, на который необоснованно ссылается заявитель, предполагает разумность и добросовестность действий участников гражданских правоотношений, положений, которым мог бы противоречить пункт 16.2 Правил, не содержит.

Оспариваемый пункт Правил не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении Д. о признании недействующим пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ