В. Товарный выпуск

Производственная себестоимость товарного выпуска

3065,9

-6,43

0,21

3072,3

Расходы на продажу

120,0

-

-

120,0

Полная себестоимость товарной продукции

3185,9

-

-

3192,3

Если основные цехи специализированы на выполнении производственных операций определенных фаз, то расходы по цехам должны одновременно отражать уровень и структуру расходов по фазам производства.

Лесозаготовительный процесс делится на фазы или стадии, по признаку места выполнения операций.

Фаза лесосечных работ охватывает операции от валки деревьев до погрузки хлыстов на подвижной состав (деревьев, хлыстов, сортиментов). Фаза состоит либо из трех основных операций - валки, трелевки, погрузки (при вывозке деревьев с кронами), либо четырех - валки, трелевки, обрубки сучьев, погрузки (при вывозке хлыстов), либо, наконец, из шести - валки, обрубки сучьев, трелевки, раскряжевки, штабелевки, погрузки (при вывозке в сортиментах).

Фазу вывозки древесины образует движение груженого транспорта с верхнего склада на нижний и обратный порожний пробег.

Фазу нижнескладских работ составляют лесозаготовительные операции, производимые на нижнем складе: разгрузка лесовозного транспорта, обрубка и дообрубка сучьев, раскряжевка хлыстов, разделка сортиментов, сортировка, штабелевка.

Калькулирование товарного выпуска круглых лесоматериалов и дров производится в целом по лесозаготовительному производству с учетом изменения остатков незавершенного производства.

Незавершенное производство определяется по производству круглых лесоматериалов и дров, а также хлыстов.

46. В бухгалтерском учете лесные подати и плата за аренду лесов учитываются по породам древесины в разрезе деловой древесины и дров и зачисляются на счет 97 "Расходы будущих периодов", а затем ежемесячно списываются на счет 20 "Основное производство", на статью "Плата за древесину, отпускаемую на корню" по мере фактической вырубки лесосечного фонда.

47. На статью "Стоимость покупной древесины" относится стоимость покупной древесины от рубок ухода, санитарных рубок и древесины, приобретенной у других лесозаготовителей на верхних и промежуточных лесных складах.

48. По статье "Расходы на оплату труда производственных рабочих" отражается заработная плата рабочих, занятых на основных и вспомогательных работах.

К основным и вспомогательным рабочим лесозаготовок относятся: вальщики леса, рабочие, занятые расчисткой снега и вырубкой кустарника вокруг деревьев, предназначенных к рубке, сбором и сжиганием срубленного кустарника и сучьев, очисткой лесосек от порубочных остатков после зимней заготовки; лесорубы, выполняющие комплекс работ по заготовке древесины (включая разделку в лесу заготовленной древесины на коротье, колку дров и укладку их в поленницу, окучивание долготья). Лебедчики на трелевке, штабелевке и погрузке леса на подвижной состав лесовозного транспорта, трактористы на трелевке и вывозке леса, машинисты трелевочных машин, чокеровщики, обрубщики сучьев (включая машинистов сучкорезных машин и линий); машинисты агрегатных машин на валке, пакетировании, трелевке, раскряжевке, погрузке; окорщики круглого леса; навальщики-свальщики древесины; шоферы лесовозных автомобилей, рабочие поездных бригад на лесовозных железных дорогах, крановщики (машинисты), занятые на погрузке и разгрузке лесовозного транспорта; разметчики хлыстов; раскряжевщики, операторы полуавтоматических линий по разгрузке, подаче, раскряжевке хлыстов и штабелевке сортиментов; штабелевщики древесины; рабочие, занятые приемкой лесфонда, подготовкой лесосек, трелевочных волоков и погрузочных пунктов в лесу и устройством мест для профилактического обслуживания механизмов и хранения ГСМ, установкой обогревательных помещений, осветительной сети и средств связи, а также текущим содержанием волоков и обустройством лесосек и верхних складов; рабочие по уборке древесных отходов на нижних складах и другие.

Учет оплаты труда рабочих, занятых на основных и вспомогательных работах, ведется в разрезе производств и цехов лесоэксплуатации.

Оплата труда рабочих, занятых на перевозке и погрузке в вагоны готовой продукции лесоэксплуатации, относится на себестоимость товарной продукции через расходы на продажу.

Выплаченные за время внутрисменных и целосменных простоев доплаты рабочим, переведенным в период простоев на нижеоплачиваемую работу, относятся на цеховые или общехозяйственные расходы в зависимости от причин простоев.

Оплата труда рабочих, занятых на подготовительных работах, включается в себестоимость продукции комплексно по статьям "Расходы на подготовку и освоение производства", "Услуги лесовозного транспорта на вывозке и расходы по содержанию лесовозных дорог".

Предстоящая оплата очередных и дополнительных отпусков резервируется при необходимости на счете 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей". Вознаграждение за выслугу лет также может резервироваться в отдельные месяцы на счете 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей".

49. "Расходы на подготовку и освоение производства" учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". Пусковые расходы относятся на себестоимость продукции лесозаготовок исходя из нормативных сроков освоения вводимых производственных мощностей (но не более чем в течение двух лет) пропорционально объему производимой в этот период продукции. Расходы на подготовительные работы по строительству временных сооружений для обслуживания лесосечных работ, в том числе на нижних складах, со сроком эксплуатации до одного года списываются на себестоимость пропорционально календарному времени или объемам выполненных работ.

50. Издержки, связанные с работой специализированного технологического оборудования, используемого на лесосечных работах и нижнескладских лесозаготовительных операциях (бензо- и электросучкорезок, сучкорезных стационарных и передвижных машин, различных агрегатных машин, трелевочных лебедок, стационарных и передвижных погрузочно-разгрузочных механизмов, поточных механизированных линий и т.п.), учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" на субсчете "Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования". С этого субсчета (счета 25) расходы на содержание специализированного технологического оборудования списываются на счет 20 на статью калькуляции "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования". В эту же статью включается стоимость услуг трелевочных тракторов и других машин и механизмов многоцелевого назначения, расходы по содержанию которых предварительно учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства".

Расходы по эксплуатации кранов, обслуживающих как лесозаготовительные операции, так и погрузку лесопродукции в вагоны, учитываются предварительно на счете 23 "Вспомогательные производства". Распределение учтенных затрат по видам производств производится пропорционально отработанным крано-сменам.

51. По статье "Услуги лесовозного транспорта на вывозке и расходы по содержанию лесовозных дорог" отражаются расходы, относящиеся к вывозке деревьев, хлыстов, круглых лесоматериалов и дров, предварительно учтенные на счете 23 "Вспомогательные производства" на субсчетах "Содержание локомотивов, автомобилей и тракторов", "Содержание автомобильных и тракторных лесовозных дорог", а также на счете 97 на субсчете "Строительство временных магистралей, веток, сезонных дорог и усов".

В себестоимость услуг локомотивов входят и расходы по содержанию железнодорожных путей (кроме сумм погашения расходов на строительство усов и временных веток). Издержки на строительство и содержание лесовозных дорог объединяются в общую статью и выделяются, в том числе, как самостоятельная статья "Содержание лесовозных дорог".

Суммы погашения расходов на строительство временных магистралей, веток, усов и сезонных дорог включаются в эту статью ежемесячно со счета 97 "Расходы будущих периодов".

52. На статью калькуляции "Цеховые расходы" списываются издержки со счета 25 "Общепроизводственные расходы", предварительно учтенные на одноименном субсчете "Цеховые расходы".

53. При калькулировании себестоимости товарной продукции лесозаготовок следует учитывать, что ее объем отличается от объема вывозки древесины и может отклоняться от него в большую сторону на величину объема древесины, реализуемой на складах в лесу, а также в меньшую сторону на величину внутризаводского оборота и изменения остатков нетоварных хлыстов.

54. Плата за право заготовки живицы (лесохимического сырья) включает в себя лесные подати и арендную плату за аренду участков лесного фонда.

Расходы по статье "Плата за право заготовки живицы" включаются в себестоимость живицы ежемесячно со счета 97 "Расходы будущих периодов".

К производственным рабочим по подсочке леса относятся рабочие, занятые на вздымке карр, сборе живицы и баррасса, укупорке бочек и доставке их во временные хранилища.

Расходы на подготовку и освоение производства отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов" и списываются в себестоимость производства добычи живицы в течение одного сезона пропорционально объемам добычи, за исключением расходов по строительству временных зданий и сооружений сроком эксплуатации свыше одного года, которые погашаются аналогичным образом в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации.

На статью "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования" в производстве живицы относят расход химических усилителей смоловыделения (серной кислоты, хлорной извести и др.), а также расходы на металлические и полиэтиленовые приемники (сосуды для сбора живицы), окорочные струги, вздымочные хаки, съемники (для съема приемников живицы), барраскиты (для выборки живицы из приемников) и др.

Расходы на свертывание промыслов включаются в себестоимость добычи живицы по статье "Прочие производственные расходы".

Относящиеся к добыче живицы фактические цеховые и общехозяйственные расходы за I, II и III кварталы подлежат включению в себестоимость живицы, добытой за 9 месяцев. Несписанная часть указанных расходов в промежуточных периодах присоединяется к счету 97 "Расходы будущих периодов".

Расходы на продажу по живице (включая расходы на ее доставку от временных хранилищ до пунктов реализации) показываются в отчетных калькуляциях в суммах, относящихся к добытому объему живицы.

55. Лесовозная железная дорога колеи 750 мм в качестве своих основных подразделений имеет службы: пути, тяги и движения.

Производственные издержки, связанные с эксплуатацией путевого хозяйства, образуют особую группу расходов "Содержание железнодорожного пути". Служба пути рассматривается в качестве специфического вспомогательного производства.

Расходы на строительство магистралей, веток и усов лесовозной железной дороги не включаются в состав расходов по содержанию железнодорожных путей. Указанные расходы учитываются на субсчете "Строительство временных магистралей, веток, сезонных дорог и усов" счета 97 "Расходы будущих периодов".

Учтенные расходы по содержанию железнодорожных путей списываются в себестоимость эксплуатации железнодорожного транспорта.

Служба тяги объединяет локомотивное и вагонное хозяйство дороги, включая депо подвижного состава, а также экипировочные устройства.

По указанной службе образуется вспомогательное производство "Содержание и эксплуатация локомотивов и прицепного состава".

Служба движения лесовозной железной дороги представляет собой подразделение основного производства, осуществляющее одну из важнейших стадий лесозаготовительного процесса - вывозку древесины. Поэтому оплата труда первичных производственных коллективов службы движения (локомотивных и иных бригад) не входит в состав эксплуатационных расходов дороги, а включается непосредственно в себестоимость вывозки древесины.

Содержание административно-технического аппарата управления лесовозной дороги относят на фазу вывозки через "цеховые расходы".

В структуре автомобильной лесовозной дороги различают эксплуатационную часть лесовозной автодороги - подразделение основного производства. Ввиду этого оплату труда шоферов, занятых на вывозке древесины, относят к прямым расходам на данной лесозаготовительной фазе, а прочие расходы по содержанию автомашин, включая издержки гаража по техническим уходам и ремонтам автотранспорта, проводят по вспомогательному производству "Содержание и эксплуатация автомобильного транспорта".

Содержание аппарата управления автодороги (начальника, инженера, диспетчера, заведующего гаражом и пр.) планируют и учитывают по цеховым расходам, относя последние в себестоимость вывозки древесины.

Дорожная служба образует вспомогательное производство "Содержание лесовозной автомобильной дороги". Расходы дорожной службы по обслуживанию лесовозных усов, веток и магистралей автодороги переносят затем на себестоимость вывозки древесины.

56. Лесосплавные и лесоперевалочные работы не являются основным видом деятельности предприятия, и их учет ведется на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", также вводятся субсчета "Лесосплав" и (или) "Лесоперевалочные работы". Отражение расходов на этих субсчетах осуществляется с учетом особенностей отражения расходов на счете 29.

Особенностями отражения расходов на счете 29 является то, что по дебету здесь отражаются прямые расходы, связанные непосредственно со сплавом и перевалкой древесины, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Прямые расходы списываются на счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства" и счета 25 "Общепроизводственные расходы".

57. В бухгалтерском учете сплавная древесина учитывается по группам: деловая, дрова технологические, дрова топливные, хлысты. В пределах указанных групп лесопродукция оценивается по среднесложившимся договорным ценам покупки ее на верхних рюмах или в пунктах передачи в плаву. Передача древесины внутри предприятия производится по себестоимости.

Расходы по сплавным и лесоперевалочным работам, выполненным для сторонних организаций, а также перевалочные работы, производимые в морских портах, учитываются обособленно.

58. Виды сплавных работ:

- все виды подготовительных работ к сплаву и первоначальный сплав, включая обстановку сплавного хода путевыми сооружениями (обоковка сплавной трассы, остолбовка участков реки, ограждения староречий, проносов и несплавных рукавов, простейшая мелиорация реки);

- молевой сплав (сброска леса в воду, сгон леса до коренной запани);

- первоначальный плотовой сплав (межнавигационная сплотка леса на приречных складах-плотбищах, сплав "вольницей", самосплав плотов с управлением, сплав за тягой буксирного флота);

- зачистка русла реки после окончания первоначального сплава;

- кошельный сплав: формирование кошелей, буксировка кошелей;

- сортировочно-сплоточно-формировочные работы на рейдах: сортировка и навигационная сплотка лесоматериалов; сортировочно-формировочные работы (формирование плотов);

- монтаж, установка, уборка и хранение рейдовых наплавных сооружений;

- транспорт лесоматериалов в плотах: буксировка плотов, переформирование и ремонтные работы в пути, проводка плотов через гидроузлы;

- транспорт лесоматериалов в судах: погрузка лесоматериалов в суда на рейдах и приречных складах, буксировка судов;

- сбор аварийной древесины и вылов топляка.

59. Виды лесоперевалочных работ.

Все виды подготовительных работ к лесоперевалке:

- выкатка (выгрузка) приплавленного леса из воды на берег по технологической схеме "вода (судно) - штабель";

- погрузка леса по схеме "штабель - судно" (после сплава и выкатки);

- погрузка леса по схеме "штабель - вагон" (после сплава и выкатки);

- погрузка леса по схеме "вода - судно" (после сплава);

- погрузка леса по схеме "вода (судно) - вагон" (после сплава).

Помимо вышеуказанных видов лесоперевалочных работ дополнительно в отдельных случаях требуется раскряжевка хлыстов и разделка длинномерных сортиментов. Состав операций на перечисленных работах определяется принятой технологией.