Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5. Составление плана проведения проверок и применение риск-ориентированного подхода

5. Составление плана проведения проверок

и применение риск-ориентированного подхода

Деятельность государственных инспекторов по пожарному надзору по исполнению государственной функции на объектах защиты осуществляется в соответствии с:

- пятилетними планами проведения проверок органов власти, разрабатываемыми в органах ГПН региональных центров МЧС России, в органах ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в территориальных отделах (отделениях, инспекциях) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в органах ГПН специальных и воинских подразделений, с учетом административно-территориального деления (далее - пятилетний план);

- ежегодными планами проведения проверок объектов защиты, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - ежегодный план);

- ежегодными планами проведения проверок объектов защиты физических лиц-правообладателей, за исключением объектов защиты - жилых помещений (далее - ежегодный план проверок физических лиц-правообладателей, соответственно);

- планами-графиками государственного инспектора по пожарному надзору, осуществляющего государственную функцию, составляемыми ежемесячно с учетом должностных обязанностей должностных лиц органов ГПН.

Планы хранятся в течение трех лет.

Планирование проверок осуществляется в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, объектов надзора с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а также официальных документов, полученных по результатам письменных запросов органов ГПН в соответствующие уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления о:

- членстве в саморегулируемой организации;

- отнесении к субъекту малого (малое предприятие или микропредприятие) или среднего предпринимательства;

- вводе объектов в эксплуатацию или изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

- государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Методика планирования проверок при разработке ежегодных планов на 2016 г. и 2017 г. в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территории, определена распорядительным письмом Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Б.А. Борзовым от 11.08.2015 N 43-3828-19.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является:

- истечение установленного срока для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере;

- истечение установленного срока для иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц со дня:

1) ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

2) окончания проведения последней плановой проверки.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации плановые проверки предусматриваются из расчета не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации, если иное не установлено федеральными законами.

Основанием для включения плановой проверки объекта защиты в ежегодный план проверок физических лиц-правообладателей является истечение установленного срока со дня:

- ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной опасности;

- окончания проведения последней плановой проверки.

В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения независимой оценки рисков (НОР), плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

- по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;

- по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте защиты.

На проверки, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц.

В указанный срок включаются следующие стадии осуществления ГПН:

- подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок);

- проведение проверки;

- оформление результатов проверки;

- производство по делу об административном правонарушении;

- участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору;

- прием граждан, связанный с проведением проверок;

- участие в проверках в отношении объектов защиты, осуществляемых непосредственно органами прокуратуры в рамках прокурорского надзора, и в проведении предварительного расследования по фактам пожаров.

Пятилетний план разрабатывается не позднее 15 августа перед началом первого календарного года в пятилетнем плане.

В пятилетний план включаются:

- адреса мест нахождения объектов защиты;

- наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, деятельность которого подлежит проверке;

- цель, основания проведения проверки;

- дата окончания последней проверки;

- дата начала проведения проверки;

- срок проведения плановой проверки в рабочих днях.

Пятилетний план утверждается начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу первого календарного года в пятилетнем плане. Ежегодный план на предстоящий год разрабатывается не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, и согласовывается в установленном порядке.

В ежегодный план включаются сведения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. В ежегодном плане дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого, соответственно, планируется проведение проверки, наименование его правообладателя (правообладателей). Ежегодный план каждого органа ГПН, утвержденный начальником данного органа ГПН, публикуется региональным центром МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, органом ГПН специальных и воинских подразделений на Интернет-сайтах, при наличии таковых - не менее чем за десять дней до начала наступающего года. Ответственными за публикацию планов проведения мероприятий по надзору на предстоящий год являются региональные центры МЧС России. ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, органы ГПН специальных и воинских подразделений.

Не подлежат опубликованию планы проверок в отношении особо важных и режимных организаций.

Государственные инспекторы по пожарному надзору ежемесячно составляют личные планы-графики осуществления ГПН, утверждаемые их непосредственными начальниками.

Объекты надзора закрепляются ежегодным распоряжением начальника органа ГПН за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, которое издается не позднее 30 декабря уходящего года.

Критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, перечень которых утверждается в установленном порядке, закрепляются за начальником органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником органа ГПН специальных и воинских подразделений и его заместителями. В исключительных случаях данные объекты могут закрепляться за наиболее подготовленными государственными инспекторами по пожарному надзору указанных органов ГПН.

В ежегодное распоряжение о закреплении объектов защиты могут вноситься изменения, необходимость которых определяется изменением территории, обслуживаемой органом ГПН, кадровыми перестановками, ликвидацией объектов защиты.

Ежегодное распоряжение о закреплении объектов защиты за истекший год хранится в течение трех лет.

В ежегодный план могут быть внесены изменения в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Изменения, вносимые в ежегодный план, направляются начальникам органа ГПН в органы прокуратуры с указанием оснований внесения изменений. Согласованные изменения утверждаются начальником органа ГПН и публикуются в порядке, установленном пунктом 28 Административного регламента [11], а также размещаются на информационных стендах в помещениях органов ГПН в течение пяти рабочих дней с момента получения материалов из органов прокуратуры.

Изменения в планы-графики государственного инспектора по пожарному надзору, осуществляющего государственную функцию, доставляемые ежемесячно с учетом должностных обязанностей должностных лиц органов ГПН, вносятся после внесения изменений в пятилетний план, ежегодный план, ежегодный план проверок физических лиц-правообладателей.