III. Создание и показ музыкального продукта

Создание художественного продукта в области академической музыки характеризуется значительными интеллектуальными, творческими, временными и финансовыми затратами. Достижение высокого художественного уровня требует постоянного совершенствования исполнителем профессиональных навыков и предполагает коллективные и индивидуальные репетиции, которые формируют определенную манеру игры в коллективе, придающую ему уникальность и художественную значимость. Создание художественного продукта - это процесс, который вбирает все виды профессиональной творческой и интеллектуальной деятельности, а его результатом служит разнообразие и обеспечение высокого уровня репертуарно-исполнительского предложения в области академической музыки.

Функцию создания музыкального продукта выполняют творческие коллективы, дирижеры и солисты.

В целях развития жанров академической музыки и приобщения к ней максимального числа слушателей целесообразно наличие в каждой филармонии базового творческого коллектива, программам которого нужно отводить до половины репертуарной афиши филармонии (концертного зала). Наиболее эффективно функцию базового коллектива может выполнять симфонический оркестр, благодаря репертуару, охватывающему большую часть мирового музыкального наследия - жанров симфонической музыки, произведений крупной формы с участием солистов, сочинений кантатно-ораториального жанра, музыки балетов, опер, театральных постановок. Учитывая их важную, стержневую функцию, концерты симфонического оркестра в афише филармонии должны быть обязательными и регулярными. При отсутствии симфонического оркестра выполнение функции базового коллектива могут частично взять на себя другие крупные творческие составы (хоровая капелла, академический оркестр народных инструментов, камерный оркестр). Важнейшим показателем качества для базового коллектива является наличие новых программ, обусловливающих возможность регулярных выступлений перед аудиторией, состоящей из ограниченного количества слушателей.

Наряду с базовыми существуют выездные творческие коллективы. Исторически роль основного выездного творческого коллектива, служащего средством культурной идентификации региона, выполняют академические народные хоры и ансамбли песни и танца. Их репертуар ограничен определенным количеством наименований, а работа по созданию художественного продукта предполагает прежде всего сохранение традиций и высокого профессионального уровня коллектива. Для выездных коллективов основным показателем служит количество гастролей и показов концертов и концертных программ.

Для установления требований к профессиональному уровню следует разработать и принять на федеральном уровне положения о различных видах творческих коллективов, в первую очередь о симфонических оркестрах (с учетом состава творческих работников, количества и качества исполняемых программ, материально-технической оснащенности).

Существенные различия в условиях и характере деятельности творческих коллективов требуют разработки новых принципов поддержки их деятельности, соотнесенных с вкладом в культурную жизнь страны (региона), объемом и качеством выполняемых работ (оказываемых услуг), степенью востребованности у организаторов и слушателей, что должно найти отражение в формировании государственного (муниципального) задания и определении величины бюджетного финансирования.

Объем создания и показа программ творческих коллективов необходимо соотносить с возможностями их распространения исходя из задач формирования и удовлетворения общественных потребностей в академической музыке.

В отличие от театров репертуарная афиша филармоний формируется из новых программ, обеспечить которые собственными творческими силами невозможно. Даже в крупных филармониях, где представлены высокопрофессиональные коллективы, опора только на собственные ресурсы без приглашения ведущих солистов и дирижеров приводит к отрицательным последствиям (отсутствию конкурентной среды и мотиваций для профессионального роста творческих кадров, утрате критериев для сравнения и спаду интереса публики).

Результаты исследования показывают, что в репертуарной афише концертных организаций, имеющих в своем составе 1 или 2 коллектива разных жанров или вообще не располагающих высокопрофессиональными коллективами, академическая музыка носит случайный характер. Будучи самостоятельными в определении репертуарной афиши, российские концертные организации в большинстве своем не осуществляют системного подхода к формированию репертуарной политики, программ фестивалей, приглашению гастролеров. Афиша формируется ими исходя прежде всего из потребностей аудитории в жанрах неакадемической музыки. Такой подход не влечет расширение аудитории академической музыки, поскольку для формирования соответствующих потребностей при составлении репертуарной афиши необходимо последовательное соблюдение следующих принципов:

обновляемость концертных программ;

включение хрестоматийных произведений академической музыки;

увеличение в концертных программах количества сочинений, никогда или в течение последних 5 лет не входивших в репертуарную афишу;

наличие в концертных программах современных произведений российских и зарубежных композиторов, осуществление их премьерных исполнений;

сбалансированное сочетание в программах популярной классической и современной музыки;

наличие концертных программ, подготовленных специально для детской и юношеской аудитории;

привлечение к участию в концертных программах молодых солистов и дирижеров.

Задача представления разных жанров академической музыки возлагается прежде всего на симфонический оркестр. Согласно результатам исследования в настоящее время из репертуара большинства симфонических оркестров постепенно уходят жанры, которые должны составлять его основу, - симфонии и другие сочинения крупной формы. Все большее предпочтение отдается легкой популярной классике - оперным увертюрам, балетным номерам, музыке из кинофильмов, песням. Вместе с тем для привлечения слушательского интереса к симфонической музыке репертуар симфонического оркестра должен в течение нескольких сезонов охватывать наиболее значимые симфонические произведения, прежде всего крупной формы.

Одной из мер, направленных на развитие современной академической музыки, должно стать установление адекватных ставок вознаграждения за исполнение сочинений современных авторов, порядка его сбора, распределения и выплаты. При этом расчет авторского вознаграждения нужно осуществлять только за использование произведений, охраняемых авторским правом, пропорционально времени их звучания на концерте.

Увеличивать количество сочинений современных авторов и произведений крупной формы в общем объеме программ необходимо за счет использования современных инструментов государственной культурной политики, прежде всего путем включения соответствующих показателей в государственное (муниципальное) задание концертных организаций.

Для поддержки творчества современных композиторов следует стимулировать российские музыкальные издательства к расширению деятельности по привлечению отечественных авторов, заключению договоров о передаче авторских прав, публикации, распространении и продвижении произведений, а также о защите интересов авторов.

Эффективной формой государственной поддержки современной музыки может стать переход от системы государственной закупки сочинений на широко распространенную в мире систему государственных заказов на новые произведения (по заявкам творческих коллективов, дирекций фестивалей, музыкальных конкурсов), гарантирующих их публичное исполнение в концерте или запись на цифровые носители.